Контакты

220114, Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Институт психологии, 7 корпус

Учебно-организационный отдел:

3 этаж, каб. 31

тел. (017) 369-88-96 (дневное отделение)

3 этаж, каб. 36

тел. (017) 237-09-58 (заочное отделение)

  

E-mail: fpsy@bspu.by




 

 

События
Организация процесса обучения, учебных и производственных практик

Содержание образования в Институте психологии БГПУ соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта специальностей «Психология» и «Практическая психология» и отличается гуманитарной ориентированностью, основательностью дисциплин цикла специальности и специализации, ориентацией на включение в процесс обучения достижений современной науки и практики в области психологии.

Учебным планом специальности 1 – 23 01 04  «Психология» (4 года – дневная форма и 5 лет – заочная форма получения образования) предусмотрено изучение на протяжении 1-3 курсов дисциплин специальности, 3-4 курсов – дисциплин специализаций «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология семейных отношений», «Психология предпринимательской деятельности».

Выпускники cо специализацией «Педагогическая психология» работают:

  • преподавателями психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе;
  • педагогами-психологами во внешкольных, дошкольных, школьных учреждениях, учреждениях системы высшего и среднего специального образования;
  • педагогами-психологами в ЦКРОиР, детских развивающих центрах;
  • в социально-педагогических центрах, детских домах, профориентационных центрах;
  • разрабатывают развивающие книги, Интернет-ресурсы, образовательные программы.

Выпускники со специализацией «Психология семейных отношений» работают:

  • преподавателями психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе;
  • педагогами-психологами во внешкольных, дошкольных, школьных учреждениях, учреждениях системы высшего и среднего специального образования;
  • в центрах социально-психологической помощи семье, территориальных центрах социального обслуживания населения;
  • в кризисных центрах;
  • в сексологическом центре.

Выпускники со специализацией «Социальная психология» работают:

  • преподавателями психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе;
  • педагогами-психологами во внешкольных, дошкольных, школьных учреждениях, учреждениях системы высшего и среднего специального образования;
  • в социально-психологических центрах, территориальных центрах социального обслуживания населения;
  • в сферах бизнеса, управления персоналом, массовых коммуникаций.

Выпускники со специализацией «Психология предпринимательской деятельности» работают:

  • преподавателями психологии в высшей, общеобразовательной и средне-специальной школе;
  • педагогами-психологами во внешкольных, дошкольных, школьных учреждениях, учреждениях системы высшего и среднего специального образования;
  • в кадровых агентствах, консалтинговых фирмах, рекламных агентствах;
  • на предприятиях и организациях различной формы собственности, занимаясь подбором, развитием и обучением,  персонала.

В соответствии с учебным планом специальности 1 – 03 04 03 «Практическая психология» (4 года – дневная форма и 5 лет – заочная форма получения образования) изучение дисциплин специальности продолжается на протяжении всех 4-х лет получения образования.

Выпускники специальности «Практическая психология» получают квалификацию «Педагог-психолог» и в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 могут занимать должность «Педагог-психолог учреждения образования».

Получение высшего образования по специальностям 1 – 23 01 04 Психология и 1 – 03 04 03 Практическая психология – первая ступень в подготовке специалиста. Второй ступенью является обучение в магистратуре на протяжении 1 года для выпускников специальностей 1 – 23 01 04 Психология и 1 – 03 04 03 Практическая психология (при обучении на заочной форме продолжительность получения образования увеличивается на 1 год).

Особенностью обучения в Институте психологии является ориентация на подготовку специалиста-психолога, максимально готового к осуществлению практической работы. Для достижения этой задачи студенты, начиная с 1-го курса, имеют возможность не только получать необходимые профессиональные знания, но и формировать специальные умения, необходимые для успешной практической деятельности в будущем. Это обеспечивается прикладным характером дисциплин специальности, специализации, вузовского компонента и по выбору студента, включенных в учебный план специальностей.

В организации учебного процесса большое внимание уделяется разработке учебно-методических комплексов дисциплин (в т.ч. электронных), позволяющих эффективно организовывать самостоятельную работу студентов.

Наряду с традиционными формами проведения лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий широко используются инновационные технологии обучения, индивидуальные для каждого педагога:

  • интерактивное обучение (групповые дискуссии, работа в малых группах и диадах, дискуссия, мозговой штурм, тренинги, деловые и ролевые игры);
  • проблемное обучение (проблемные лекции и семинары, эвристический метод, сократовский диалог);
  • активное обучение (моделирование ситуаций, подготовка и защита проектов, анализ выступлений друг друга);
  • обучение с использованием информационных технологий (электронные хрестоматии и тексты лекций, мультимедийные презентации, анализ видеоматериалов);
  • обогащающая модель обучения (по М.А. Холодной);
  • интегративное обучение ((психология – философия, филология и пр.) предполагает синтез научного и художественного познания психики человека);
  • программированное обучение (использование алгоритмов с опорой на ООД, модульные УМК).

Для повышения эффективности процесса обучения в Институте делается акцент на сочетании работы со студентами как опытных преподавателей, имеющих ученые степени и звания, так и молодых педагогов, осуществляющих научный и профессиональный рост. Учитывая специфику содержательного компонента дисциплин специальности и специализаций, руководством Института осуществляется привлечение для проведения занятий, руководства курсовыми и дипломными работами, методического руководства практиками преподавателей, имеющих практический опыт либо осуществляющих практическую работу в настоящее время.

Значимое место в содержании профессиональной подготовки специалиста отводится учебным и производственным практикам. По специальности «Психология» практика предусмотрена на 3-4 курсах, ее общая продолжительность составляет 15 недель. Виды практик: психодиагностическая (2 недели), экспертно-консультационная (3 недели), педагогическая (4 недели), преддипломная (6 недель).

По специальности «Практическая психология» на 2-4 курсах предусмотрены 16 недель практики, которые включают ознакомительную (2 недели), психодиагностическую (3 недели), педагогическую в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования (3 недели) и преддипломную (8 недель) практики.

Для улучшения системы организации и повышения эффективности результатов всех видов практики производится качественный отбор ее баз с учетом основных сфер деятельности будущего специалиста-психолога и его специализации.

Базы практик и в дальнейшем места работы выпускников: психологические службы средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, детских дошкольных учреждений, детских домов и школ-интернатов, средне-специальных учебных заведений (техникумы и колледжи), высших учебных заведений (БГУ, БГПУ, Международный институт трудовых и социальных отношений, Академия управления при Президенте Республики Беларусь); социально-психологические службы центров внешкольной работы; социально-психологические центры; Минский городской сексологический центр; служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия ОО «Радослава»; Городской центр социальной помощи семье и детям; лаборатории клинической психологии и психологического консультирования, психологии и психотерапии семьи БГПУ; Республиканский центр профориентационной работы; территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН); психологические службы и службы управления персоналом предприятий и бизнес-структур (СП ЗАО «Милавица», Центр бизнес-технологий «SATIO», ОАО «ГУМ», Институт общественных связей (Институт PR), Международное агентство социальных и маркетинговых исследований «MASMIBY», консалтинговая группа «Здесь и сейчас»); центр дружественной молодежи «Синяя птица»; 4-ая детская городская больница.

Все это в совокупности определяет разнообразные формы подготовки специалистов в Институте психологии и предполагает осуществление целого комплекса мероприятий совместно с кафедрами Института и университета. К таковым относятся:

  • ежегодные студенческие научно-практические конференции;
  • межфакультетские конкурсы и студенческие олимпиады по психологии;
  • участие студентов Института в работе студенческого научного общества;
  • участие студентов в работе созданной на базе Института учебно-практической лаборатории клинической психологии и психологического консультирования.

Учебно-воспитательный процесс в Институте психологии так же ориентирован на развитие таких качеств психолога и преподавателя психологии, как гражданственность, целеустремленность, инициативность, настойчивость, способность к самоанализу и личностному самосовершенствованию, стремление к творчеству, умение работать в коллективе, ответственность перед собой, другими людьми и обществом в целом.
В работе со студенческой молодежью Институт ориентирован на формирование единого студенческого коллектива, раскрытие индивидуальных творческих возможностей, оказание помощи в профессиональном, духовно-творческом и культурном развитии каждого студента. В связи с этим в Институте организована работа Студенческого Совета как постоянно действующей структуры, являющейся организатором внутриинститутской студенческой жизни, мероприятий, формированию внутреннего микроклимата и чувства общности студентов Института.

К процессам, способствующим повышению мотивации к обучению в Институте психологии относятся:

  • помощь первокурсникам в адаптационный период, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов-тьюторов;
  • активное включение всех студентов в общественную жизнь Института и университета;
  • внедрение форм внеаудиторной работы, адекватных обучению в вузе (КВНы, студенческие тематические капустники (поиск новых талантов, посвящение в студенты, праздник медиума и последнего звонка и т.п.), праздники песен, литературно–музыкальные композиции, театральные постановки, организация литературных, музыкальных концертов, экскурсий, посещение музеев и театров г. Минска и т.д.);
  • активное привлечение студентов к научной деятельности, к участию в научных конференциях;
  • развитие студенческого самоуправления, как одного из важнейших направлений работы психолога с коллективом и одного их методов влияния коллектива на личность;
  • развитие творческого потенциала студентов, т.к. работа психолога близка работе режиссера и творчеству актера, взаимодействуя с клиентом, психолог разрабатывает драматургию воздействия на него;
  • расширение внеаудиторной работы со студентами, способствующей укреплению и сохранению их здоровья, посредством привлечения студентов в спортивные секции, соревнования, многообразные формы физического воспитания (спортивные соревнования, туристические слеты, Дни здоровья, беседы, лекции, тематические диспуты о вреде курения, наркомании, алкоголизма);
  • оказание помощи в выборе студентом индивидуального образовательного маршрута и путей его реализации.
  • участие студентов-старшекурсников в профориентационной работе (Дни открытых дверей, городские выставки по тематике образования).