Контакты

220114, Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Институт психологии, 7 корпус

Учебно-организационный отдел:

3 этаж, каб. 31

тел. (017) 369-88-96 (дневное отделение)

3 этаж, каб. 36

тел. (017) 237-09-58 (заочное отделение)

  

E-mail: fpsy@bspu.by





 

 

События

В Институте психологии прошло очередное заседание методологического семинара "На Скорины 15"

2017-10-12

В Институте психологии 10 октября 2017 г. состоялось очередное заседание методологического семинара «На Скорины, 15». С приветственным словом к собравшимся обратился председатель семинара, доктор психологических наук, профессор Л.А. Пергаменщик.

Старший преподаватель кафедры социальной и семейной психологии Г.В. Максюта выступил с докладом «Детерминанты жизненного пути: проблемы исследований и практики». Выступающий отметил, что существуют определенные трудности в описании феномена жизненного пути в понятиях обыденного сознания, а также обозначил методологические сложности в выделении детерминант жизненного пути. В заключении, Г.В. Максюта сделал вывод о том, что необходимость содержательно говорить о событиях жизненного пути человека или семьи требует от психолога умения обобщать и описывать культурные образцы типичные для той группы, с которой ему приходится работать. А необходимость содержательно говорить о причинах тех или иных выборов человека, о его интерпретациях происходящего в жизни, о его планах и намерениях требует от психолога умения мыслить языком философии, и, делая ссылки на феномены жизни, говорить на языке обыденного сознания.

Доклад вызвал живую дискуссию у присутствующих. С вопросами к Г.В. Максюте обратились профессор Л.А. Пергаменщик, доцент Е.К. Агеенкова, зав. кафедрой психологии образования А.В. Музыченко и другие участники семинара. В рамках обратной связи на доклад и статью, представленные на семинаре, выступил заместитель директора Института психологии, доцент С.Н. Жеребцов. В частности, он отметил, что среда (прежде всего, социальная) – это данность, судьба, но не фактор жизненного пути, судьба предстаёт в виде ориентиров; по отношению к данностям жизни (полу, возрасту, времени и месту рождения, к социальному окружению и т.п.) человек занимает позицию; среда, культура – это источник развития; здесь не работает привычный детерминизм, наподобие физического; культура – это возможность, потенциальность, приглашение к развитию. Об этом принципиально важно знать тем, кто соучаствует в жизненном пути личности(родителям, педагогам, психологам). В понятие жизненного пути необходимо включить идею развития. Без развития нет жизненного пути, истории как явления, нет самого человека. Наша зависимость от потребностей указывает на нашу витальность, жизненность. Это та конкретность, которая конструирует меня и, одновременно которой я могу распоряжаться. И пока человек жив – он историчен. Развитие также говорит об усилии при создании у себя новообразования. Если психолог говорит с клиентом, то его усилие понять другого человека, другую жизнь есть не только актуализация его личностного потенциала, но и создание органа для понимания другого человека, и в этом усилии психолог сам может развиться. Таким образом, Я в общении с Другим конструирую себя. Ю.М. Лотман: «Мы живы только потому, что мы разные». В усилии понять Другого, Я оживляю себя. Отличие другого человека – возможность для меня быть живым. Психологическая помощь, в таком случае, будет заключаться в том, чтобы помочь человеку стать живым, историчным.

Продолжая обсуждение основных идей доклада, выступила преподаватель кафедры социальной и семейной психологии Л.А. Вертынская с идеей о нарративе личности как целостности. Личность воплощается в тексте нарратива и в нем же можно личность обнаружить и зафиксировать. В условиях самонарратива можно найти объяснения принципа того, как личность конструирует себя и свою жизнь. Психологическая помощь заключается в том, чтобы сводить воедино различные несогласованные аспекты опыта человека. Способность идентичности поддерживать собственный нарратив – это история собственного «Я». Идентичность – это интериоризованная жизненная история, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Вне повествования прошлое и будущее не существуют. От того, как слышится текст, зависят ход и результаты психологического консультирования и психотерапии.

Организованный много лет назад профессором Л.А. Пергаменщиком методологический семинар продолжает обсуждать наиболее значимые для нашей психологии статьи, доклады, в которых актуализируются наиболее ценные идеи о человеке, его месте в мире, о возможностях психологической помощи ему. Мы приглашаем и ждём участников – всех интересующихся этими вопросами.