Контакты

220114, Республика Беларусь,

г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13

Институт психологии, 7 корпус

Учебно-организационный отдел:

3 этаж, каб. 31

тел. (017) 369-88-96 (дневное отделение)

3 этаж, каб. 36

тел. (017) 237-09-58 (заочное отделение)

  

E-mail: fpsy@bspu.by




 

 

Руководство Института психологии

Директор Института психологии Дьяков Дмитрий Григорьевич

Кандидат психологических наук, доцент, магистр социальной педагогики, магистр истории.

Родился 29 июня 1979 года в городе Минске, Республика Беларусь.

ОБРАЗОВАНИЕ: В 2001 году окончил обучение на кафедре психологии факультета философии и социальных наук БГУ с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии». В 2002 году окончил магистратуру БГУ по специальности «Социальная педагогика» с присвоением академической степени магистра социальной педагогики. В 2003–2006 годах обучался в аспирантуре на кафедре психологии БГУ по специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии»; дополнительная специальность «Коррекционная психология». В 2007 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Возрастная динамика переживания затруднительных ситуаций подростками с нарушениями зрения» по специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология». В 2010 году присуждено ученое звание доцента.

Работал психологом в УЗ «2-я городская детская клиническая больница» г. Минска (2001–2002 гг.), в ГУО «Минский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2002–2003 гг.). С 2002 по 2009 гг. работал преподавателем кафедры психологии БГУ по совместительству. С 2006 года, после окончания аспирантуры, работал доцентом кафедры прикладной, затем клинической и консультативной психологии БГПУ. С 2011 по 2014 год являлся заведующим кафедрой методологии и методов психологических исследований БГПУ. С 2014 по 2016 год – декан факультета психологии БГПУ. С 2016 года по настоящее время – директор Института психологии БГПУ.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Автор более 90 научных работ, в том числе монографий, учебно-методических пособий, а также статей, входящих в перечни научных изданий, рекомендованных ВАК РБ, РФ и Украины для опубликования результатов диссертационных исследований. Одна из работ опубликована в издании, включенном в международную базу SCOPUS.

Лауреат стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым (2012 г.).Участник республиканских и международных научных конференций, конгрессов.Осуществляет руководство кандидатскими диссертациями аспирантов (в том числе одного обладателя стипендии Президента Республики Беларусь в 2017 г.).Научный руководитель дипломных работ, магистерских диссертаций, которым регулярно присуждаютсяпризовые категории на Республиканском конкурсе научных работ студентов. Организатор студенческой научно-исследовательской лаборатории «Идентичность и ее развитие в онтогенезе».

Руководительи участник коллективов по разработке фундаментальных тем «Исследование аутоидентификации детей с дефицитарным развитием на этапе подросткового возраста» (2011–2012 гг.), «Методологические основания современных психологических исследований: теории, методы и эвристический потенциал» (2011–2015 гг.), «Научно-методические основы создания и внедрения учебно-методических комплексов с электронными компонентами в сфере психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса» (с 2012 г.), «Самоидентификация в структуре социально-личностных компетенций субъекта на разных этапах его развития» (с 2016 г.). Участник коллектива по разработке финансируемой научной темы «Подготовка практических психологов к работе со школьниками в условиях компетентностного подхода» (ВНК №41-12).

В 2012 году проходил обучение по программе «Общие навыки управления» в Международном институте управления (InternationalManagementInstitute. New-Delhi. Course: «Certificate course in General Management») вНью-Дели, Индия.

Научные интересы: методология психологических исследований, медицинская психология, специальная психология, проблемы самоидентификации личности, исследование эффективности методов когнитивно-поведенческой терапии при различных психических расстройствах.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ:

  • Монографии:
  1. Дьяков, Д. Г. Развитие самоидентификации как высшей психической функции у подростков в норме и с дефицитарным развитием // Психология и педагогика сегодня: монография. Книга 2 / под общ. Ред. М. Ю. Бурыкиной. – Ставрополь: Логос, 2013. – С.140–162.
  • Учебно-методические пособия:
  1. Дьяков, Д. Г. (в соавт.) Специальная психология: учеб.-метод / Е. С. Слепович, А. М. Поляков, А. А. Давидович, Д. Г. Дьяков – Минск: БГПУ, 2005. – 95 с.
  2. Дьяков, Д. Г. (в соавт.) Медицинская психология: прогр.-метод. комплекс / Т. И. Гаврилко, Д. Г. Дьяков – Минск: БГПУ, 2009. – 224 с.
  3. Дьяков, Д.Г. Методология, теория и методы психологических исследований: учеб.-метод. пособие / Д.Г. Дьяков. – Минск: БГПУ, 2014. – 168 с.
  • Статьи:
  1. Дьяков, Д. Г. Контекстуализации понятия переживания ситуаций фрустрации в поле деятельностного подхода / Д. Г. Дьяков // Психологический журнал. – 2008. – № 2. – С. 32–43.
  2. Дьяков, Д. Г. Возрастная динамика переживания затруднительных ситуаций слабовидящими и незрячими подростками / Д. Г. Дьяков // Весцi БДПУ. – Серия 1. – 2008. – № 3. – С. 40–43.
  3. Дьяков, Д. Г. Модель психологической коррекции структуры переживания затруднительных ситуаций незрячими подростками / Д. Г. Дьяков // Проблемы управления. – 2010. – № 1(34). – С. 99–103.
  4. Дьяков, Д. Г. Опыт разработки модели самоидентификации в русле культурно-исторического подхода / Д.Г. Дьяков // Молодежь в науке – 2012: прил. к журн. «ВесцiНацыянальнайакадэмiiнавукБеларусi»; редкол.: А.А. Коваленя (гл. ред.), В.В. Гниломедов [и др.]. – Минск: Беларус. навука, 2013. – С. 71–75.
  5. Дьяков, Д. Г. (в соавт.) Первый психологический факультет республики: служа науке, помогая людям / Л. А. Пергаменщик, Д. Г. Дьяков, Н. Л. Пузыревич // Адукацыя i выхаванне. – 2014. – № 10. – С. 48 –51.
  6. Дьяков, Д. Г. Ценностные ориентации и самоидентификация личности: феномен кольцевой детерминации в психологии / Д. Г. Дьяков // НауковийвісникХерсонського державного університету. СеріяПсихологічні науки. – № 1. – Т. 1. – Херсон: ХДУ, 2014. – С. 36-44.
  7. Дьяков, Д. Г. Типология и функциональная структура самоидентификации как высшей психической функции.Часть I: Понятие и функциональная структура самоидентификации / Д. Г. Дьяков // Педагогическая наука и образование. – 2015. – № 2. – С. 11–18.
  8. Дьяков, Д. Г. Типология и функциональная структура самоидентификации как высшей психической функции. Часть II: Типология самоидентификации / Д. Г. Дьяков // Педагогическая наука и образование. – 2015. – № 3. – С. 59-66.
  9.  Дьяков, Д. Г. Возрастная динамика самоидентификации в период подросткового и раннего юношеского возраста / Д. Г. Дьяков, Н. Н. Жук // Педагогическая наука и образование. – 2015. – № 4(13). – С. 10-18.
  10. Дьяков, Д. Г. Исследование самоидентификации у лиц, страдающих шизофренией: количественный и качественный анализ / Д. Г. Дьяков, Н. П. Радчикова, Е. С. Малаховская // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 57. – C. 102–123. DOI 10.17223/17267080/57/7.
  11. Дьяков, Д. Г. Самоидентификация у лиц, страдающих психическими расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ разного типа: компаративный анализ / Д. Г. Дьяков, Н. Н. Жук, Е. С. Малаховская // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 59. – C. 85–107.DOI: 10.17223/17267080/59/6.
  12. Дьяков, Д. Г. Переживание затруднительных ситуаций и внутренний диалог как центральные механизмы самоидентификации личности / Д. Г. Дьяков // Адукацыя і выхаванне. – 2016. – № 3. – С. 22–28.
  13. Дьяков, Д. Г. Межкультурная компетенция как условие развития самоидентификации подростков / Д. Г. Дьяков // ВеснiкГродзенскагадзяржаунагауниверсiтэтаiмя Я. Купалы. Серыя 3, Фiлалогiя. Педагогiка. Псіхалогія. – 2016. – Том 6, N 1. – С. 135-143.
  14. Дьяков, Д. Г. Практики осознанности в развитии самосознания, коррекции и профилактике его нарушений / Д. Г. Дьяков, А. И. Слонова // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. – 2016. – № 3 (25). – С. 377-387.
  15. Дьяков, Д. Г. Функциональная структура самоидентификации интернет-зависимых лиц юношеского возраста / Д. Г. Дьяков, Е. В. Майсеёнок // ВеснікБрэсцкагаўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2016. – № 2. – С. 174-183.
  16. Дьяков, Д. Г. Развитие самоидентификации как высшей психической функции у интернет-зависимых лиц юношеского возраста [Электронный ресурс] / Д. Г. Дьяков // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 6(41). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 14.12.2016).
  17. Дьяков, Д. Г. Функциональная структура самоидентификации слабовидящих подростков / Д. Г. Дьяков, Н. П. Радчикова // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 16. Психология. Педагогика. – 2016. – Вып. 4. – С. 130–145.

Заместитель директора Института психологии Волченков Владимир Степанович

Образование и опыт работы: окончил в 1995 году с отличием факультет естествознания БГПУ, в 1996 году - магистратуру БГПУ по специальности «Психология», в 2000  году - аспирантуру по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (тема диссертационного исследования: «Переживание смысла жизни как критерий  личностной зрелости в ранней взрослости», научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Слепкова В.И.). Работает в БГПУ с 1996 года.

Научные достижения: автор более 30-ти научных и учебно-методических публикаций.

Преподаваемые дисциплины: «Психология развития», «Дифференциальная психология», «Психогенетика», «Общая психология», «Психология личности», «Теория и          практика психологической помощи», «Психологический тренинг», «Психология личности», «Социальная психология» и др.

Сфера научных и практических интересов:   психология взрослости, психология человеческого бытия (экзистенциальная психология).


Заместитель директора Института психологии Жеребцов Сергей Никифорович

Образование и опыт работы: В 1992 году закончил Ленинградское Высшее военно-политическое училище ПВО им. Ю.В. Андропова по специальности «социальный  педагог-психолог». С 1993 г. по 1999 г. работал психологом, директором Центра психологической помощи г. Гомеля. В 2001 защитил диссертацию на соискание учёной  степени «кандидат психологических наук» по теме «Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий жизненного пути личности юношеского возраста»  (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Коломинский Я.Л.). С 1999 г. по 2009 г. работал руководителем социально-психологической службы,  доцентом, заместителем директора ГФ УО ФПБ «МИТСО», с 2009 г. по 2016 г. работал заведующим кафедрой психологии, доцентом УО ГГУ им. Ф. Скорины. В 2013 г.  закончил докторантуру УО БГПУ им. М. Танка. 1 сентября 2016 г. назначен заместителем директора Института психологии УО БГПУ им. М. Танка.

Научные достижения: автор 115 научных работ и учебно-методических публикаций.

Преподаваемые дисциплины: «Психология личности», «Психология активности и поведения».

Сфера научных и практических интересов: переживание личностью событий жизненного пути, переживания как предмет работы психолога-консультанта, переживания в  педагогическом процессе, игровые переживания и идеалы развития личности, групповая психотерапия.


Заместитель директора Института психологии Строгая Юлия Викторовна

Образование и опыт работы: в 2005 году с отличием закончила БГПУ, получив квалификацию социального педагога, практического психолога в учреждениях образования. В период с 2001 по 2004 год проходила переподготовку по специальности «Иностранный язык (английский)». В 2007 году присуждена степень магистра психологических наук, с отличием сданы кандидатские экзамены. В 2011−2014 гг. обучалась на дневном отделении аспирантуры БГПУ по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент О.В.Белановская). Работает в БГПУ с 2009 года.

Научные достижения: автор более 20 научных и учебно-методических публикаций.

Преподаваемые дисциплины: «Общая психология», «Психологический тренинг», «Статистические методы в психологии» и др.

Сфера научных и практических интересов:   психология взрослости, нормативные кризисы развития, кризис середины жизни, смысложизненные ориентации, совладающее поведение.