КОНТАКТЫ

220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 369-88-96, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 237-09-58, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
Открытие Института психологии

 
 
 
 
 
События
Иващенко Федор Иванович

(20.02.1920 – 14.02.2012).

Доктор психологических наук, профессор.

Ф.И. Иващенко родился 20 февраля 1920 г. на хуторе Филево-Сорочин Золотоношского района Полтавской области. В 1938 г. поступил в Харьковский библиотечный институт. С началом войны эвакуировался на Северный Кавказ в г. Нальчик. Здесь он продолжил обучение на факультете русского языка и литературы Кабардино-Балкарского пединститута, который закончил в 1942 г.

Во время войны, после обучения в школе младших авиаспециалистов в г. Фрунзе,  работал оружейником в оперативном отделе штаба 3-го гвардейского краснознаменного Смоленско-Берлинского полка авиации дальнего действия. После демобилизации в 1945 г. Федор Иванович работал в семилетней школе при детской трудовой воспитательной колонии МВД (г. Орджоникидзе). Преподавал русский язык, литературу и немецкий язык. На четвертом году работы в колонии созрело желание серьезно заняться психологией.

С 1949 по 1952 г. учился в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР, которую окончил с защитой кандидатской диссертации «Развитие уверенности в своих силах у слабоуспевающих школьников» (научный руководитель – В.Н. Колбановский). С 1952 по 1974 г. Ф.И. Иващенко работал в Ставропольском педагогическом институте иностранных языков преподавателем, доцентом, а с сентября 1957 по июль 1970 г. – заведующим кафедрой психологии. В 1973 году защитил докторскую диссертацию в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена на тему «Психология трудовой деятельности старших школьников (на материале полеводства)». В сентябре 1974 г. Ф.И. Иващенко был избран по конкурсу заведующим кафедрой психологии МГПИ им. A.M. Горького, с 1987 по 2011 г. работал профессором этой кафедры.

Ф.И. Иващенко были поставлены, сформулированы, разработаны многие методологические проблемы, имеющие принципиальное значение для отечественной педагогической психологии. В его докторской диссертации впервые проведен психологический анализ сельскохозяйственного труда, исследованы особенности становления школьника как субъекта труда: формирование его мотивов, процессов целеобразования, общетрудовых и специальных умений и навыков, предложены пути и способы обогащения труда школьников интеллектуальным содержанием. Еще одна область его научных интересов – психологические проблемы воспитания. Изучены структура деятельности воспитателя, особенности его целеобразования и психологического контакта с учащимися, творчество в деятельности воспитателя. Найден способ использования прошлогоопыта учащегося в воспитательных целях. Под руководством Ф.И. Иващенко выполнены и защищены 13 кандидатских и 9 магистерских диссертаций.

Федор Иванович был одним из самых активных психологов нашей республики. Он являлся членом ряда специализированных советов по психологии, членом экспертного совета ВАК Республики Беларусь,  главным peдaктopoм республиканского межведомственного научного сборника «Психология» (в 1977 - 1991 гг.).

Ф.И. Иващенко – автор более 150 публикаций, из них 6 монографий, 10 учебных пособий, 2 практикума. 2 научные статьи опубликованы в США и 1 – в Румынии. Проблеме формирования личности в процессе трудового обучения и производительного труда посвящены монографии Ф.И. Иващенко «Психология начинающего полевода» (Ставрополь, 1966), «Сельскохозяйственный труд старших школьников» (Минск, 1978), «Труд и развитие личности школьника» (М., 1987, 2001), «Психология трудового воспитания» (Минск, 1981, 1988), «Трудовой поступок школьника» (Минск, 1989), «Психология воспитания школьников» (Минск, 1999, 2006).  Для учителей, мастеров производственного обучения и наставников молодежи им в соавторстве составлены пособия «Наставнику сельской молодежи» (1982, 1986)», «Профессиограммы в школе» (1979, 1984). Ф.И. Иващенко – автор получивших признание учебных пособий для студентов и аспирантов: «Задачи по общей психологии» (1979), «Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии» (1985, 1999), «Практикум по методологии психологического исследования» (2003). За участие в создании коллективной монографии «Ученические производственные бригады» (1961) президиумом АПН РСФСР награжден премией им. К.Д. Ушинского.

Публикации