КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 369-88-96, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 237-09-58, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

Открытие Института психологии

 

 

 
 
 

Кафедра психологии образования

Кафедра психологии образования была организована 10 апреля 2000 года (ранее - кафедра педагогической психологии, затем - кафедра общей и педагогической психологии), обеспечивает подготовку студентов по специальностям «Психология» и «Практическая психология», является выпускающей по специализации «Педагогическая психология».

Заведующий кафедрой – Музыченко Алла Викторовна, кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в учреждении образования «Академия последипломного образования», защищена в Научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.

Научные интересы: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Музыченко Алла Викторовна

Заведующий кафедрой

Кандидат психологических наук, доцент

(muzychenko10@mail.ru)

(muzychenko@bspu.by)

  

Подробная информация

Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в АПО, защищена в НИО 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.

Преподаваемые дисциплины: общая психология.

Сфера научных и практических интересов: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

Белановская Ольга Викторовна

кандидат психологических наук, доцент (внешний совместитель)

(olgabel06@gmail.com)

(belanovskaya@bspu.by)

   

Подробная информация

Образование: В 1982 г. окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного педагогического института им. М. Горького по специальности «Преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист по дошкольному воспитанию». В 1995 - 1997 гг. прошла переподготовку по специальности «Практический психолог в системе образования» в БГПУ им. М. Танка г. Минска . В 2013 - 2015 г. прошла переподготовку по специальности « Логопедия » в БГПУ им. М. Танка г. Минска.

Тема кандидатской диссертации: «Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации» (специальность 19.00.10 – коррекционная психология)

Преподаваемые дисциплины: психология развития, психология личности.

Сфера научных и практических интересов: психология развития самосознания личности, психосемиотика, знаково-символическая деятельность.

Покровская Светлана Евгеньевна

Кандидат психологических наук, доцент

(Pokrovskaya_Svetla@mail.ru)

(pokrovskaya@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование:

  • физический факультет БГУ;
  • аспирантура БГУ;
  • докторантура БГУ.

Тема кандидатской диссертации: «Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения» (по специальности 19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология»).

Преподаваемые дисциплины: основы психодиагностики, теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика), психология педагогического взаимодействия.

Сфера научных и практических интересов: Психология труда, психология одаренности, психология профессионального самоопределения, педагогическая психология, психологическая диагностика.


 

Малиновский Евгений Леонтьевич

Кандидат психологических наук, доцент

(eugeni.malinowski@gmail.com)

(malinovsky@bspu.by)

  

Подробная информация

Тема кандидатской диссертации: «Влияние предметного содержания педагогического общения на характер его психологических компонентов».

Преподаваемые дисциплины: дифференциальная психология, психология активности и поведения.

Полонников Александр Андреевич 

Кандидат психологических наук, доцент 

(alexpolonnikov@gmail.com)

(polonnikov@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: Гродненский Государственный педагогический институт им. Я. Купалы, 1977 г., исторический факультет.

Ученая степень, ученое звание: кандидат психологических наук (1994), доцент (2000). Тема кандидатской диссертации – «Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогических ситуаций» (выполнена и защищена в БГПУ 04.04.1994, научный руководитель — доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский).

Область научных интересов: Философия и методология образования, критическая педагогика и психология.

Основные научные труды:

  • Концепция национальной школы Республики Беларусь / А. А. Полонников [и др.] // НИО РБ. – Минск, 1993. – 66 с.
  • Мадэль нацыянальнага гуманiтарнага лiцэя / А. А. Палоннiкaў [i iнш.] // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 5. – С. 27-38.
  • Концепция ИПК как центра развития образовательных практик / А. А. Полонников [и др.] – Мн.: ИПК образования, 1995. – 45 с.
  • Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / А.А. Полонников. – Минск : ЕГУ, 2001. – 128 с.
  • Educational System Diagnosis / A. Palonnikau, M. Zhbankou Belarus: Reform Scena. Stefan Batory Foundation. Warsaw 2003. – PР. 229-246.
  • Toward a question of «communicative turn» in contemporary education / 
  • Communication Theory and Practice: The collected articles / А. А. Polonnikov, A. M. Korbut, T. V. Tyagunova // Bulletin of the Russian Communication Association, Issue 3 // Edited by I.N. Rozina. – Rostov-na-Donu: Institute of Manegement, Business and Law, 2005. – P. 51-69.
  • Коммуникативный ландшафт образования / В.А. Герасимова [и др.]; ред.: А.А. Полонников. – Минск: БГУ, 2007. –503 с.
  • Очерки истории психологии Беларуси: теоретико-методологическое исследование / А. А. Полонников. – Минск, 2011. – 259 с.
  • International cooperation in bulding a world-class university – the case of Belarusian State University / S. Ablameykо, M. Zhuravkov, V. Samokhval, A. Polonnikov. // Proceedings of the international conference «Internalisation of higher education: Evaluating Concepts, Challenges and Strategies (IHE 2013). Prague, April, 2013/ Prague Development Center (PRADEC). – 2013, Vol. 2. – P. 64-74.
  • Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование / А. А. Полонников. – Минск : БГУ, 2013. – 343 с.
  • Визуальная медиация образовательных событий. Микроэтнографические аспекты : коллективная монография / А. А.Полонников, Д. Ю.Король, Н. Д.Корчалова. – Минск: БГУ, 2017. – 217 с.
  • Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse / Aliaksandr A. Palonnikau [и др.], “Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse.” American Journal of Educational Research, 2018, vol. 6, No. 7, p. 977-983.
  • Uczyć się od... „Wyimaginowanogo innego” / А. Połonnikow, N. Korhczałowa // Kwartylnik pedagogiczny – 2019, Tom 64, Nr 1(251). - S. 21-32.
  • Różnice dydaktyczne i edukacja. Rekonstrukcja przestrzeni narracyjnej w ujęciu Doroty Klus-Stańskiej (na przykładzie książki Paradygmaty dydaktyki. Myśleć teorią o praktyce) / A. Połonnikow // Studia edukacyjne, Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, NR 52/2019. – S. 317-328.
  • Między obrazem a słowem. Nauczyciel w warunkach wizualizacji kultury współczesnej // Być nauczycielem być uczniem w perspektywie jutra. Od sztuki uczenia się do uczenia się sztuki. Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2019. – S. 43-60.
  • Holizm pedagogiczny i praktyki edukacyjne // Problemy wczesnej edukacji. – 2020. – 49(2), s. 21-30.       

Преподаваемые учебные дисциплины: «Педагогическая психология», «Обучающий эксперимент».

Семинар-практикум в форме «Case study»: «Артефакт в учебной коммуникации».

Трухан Елена Антоновна

Кандидат психологических наук, доцент 

(elena.an.t@tut.by)

 

  

Подробная информация

Образование: Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка (факультет социальной педагогики и практической психологии; специальность "Социальная педагогика. Практическая психология").

Преподаваемые дисциплины: дифференциальная психология, психодиагностика, общая психология 

Сфера научных и практических интересов интересов: дифференциальная психология, психология эмоций, психология мотивации, психодиагностика, профессиональное выгорание, эмоциональный интеллект, компьютерная аддикция

 

 

Вержибок Галина Владиславовна

Кандидат психологических наук, доцент 

(galina_minsk@mail.ru)

  

Подробная информация

Образование: 1996-1999: аспирантура (целевая) – Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка (БГПУ). 2006-2009: докторантура (целевая) – от Минского государственного лингвистического университета (МГЛУ) при Белорусском государственном педагогическом университете им. М. Танка (БГПУ).

Область научных интересов: методология и методы исследований, гендер (семья, профессия, образование), семейная сфера, культура (психологическая, гендерная), идентичность (гендерная, персональная, групповая, этническая), ценностная сфера, риски (ценностные, гендерные, демографические), компетентность (руководителя, специалиста, педагога), социализация

Основные научные труды (монографии, научные статьи, пособия): (св. 350): монографии – 3, коллект. монографии – 7, учебно-метод. пособия, мат-лы – 22, статьи ВАК – 46, статьи – 88, тезисы – 159, коммент. – 9; энциклопедический словарь – 6 (РФ); иностр. издания (дальнее зарубежье) – 17, в т.ч., издания СНГ (ближнее зарубежье) – св. 80 (Россия, Украина, Молдова и др.); на англ. языке – 8 (Польша, Болгария, Германия, США, Швейцария и др.). 

Преподаваемые дисциплины: «Психология» (общая, возрастная, педагогическая), «Методология и методы научного исследования», «Методы психологии», «Психология семейных и гендерных отношений», «Психология семьи», «Гендерная психология», «Конфликтология», «Интегральные тестовые методы», «Культура исследовательской деятельности в образовании», «Психология влияния и коммуникации в профессиональной сфере», «Лидерство в высшей школе», «Гендерное образование: подготовка молодежи к семейной жизни», «Психологическая компетентность специалиста», «Безопасность и риски субъектов образования», «Конфликты и стрессы в профессиональной деятельности», и др.

Аксёнова Ольга Евгеньевна

Старший преподаватель

(olga_ak_psy@mail.ru)

(aksenova@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: БГПУ им.М.Танка (факультет педагогики)

Преподаваемые дисциплины: основы психодиагностики, теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика), психология педагогического взаимодействия

Сфера научных и практических интересов: психологические особенности  взрослых  и детей с поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями, адаптация, тревожность и страхи у детей.

Немцова Галина Дмитриевна

Старший преподаватель

(gal23231@yandex.ru)

(nemtsova_gd@bspu.by)

  

 

Подробная информация

Образование: В 1993 году окончила с отличием факультет естествознания МГПИ им. А. М. Горького, дополнительная специализация − практический психолог в системе образования. С 1993 по 1999 работала педагогом-психологом в учреждения образования г.Минска, с 1999 по 2002 год – младший научный сотрудник Национального института образования. В 2005 году окончила аспирантуру научно-методического учреждения «Национальный институт образования» по специальности «Педагогическая психология» (тема диссертационного исследования «Ситуационные и диспозиционные детерминанты мотивации учебной деятельности подростков» − научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Л.А.). Работает в БГПУ с 2006 года.

Награждена Грамотой БГПУ за плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров (ноябрь 2019 г.). Участник и организатор международных, республиканских конференций и семинаров по проблемам психологии образования.

Член ВНК «Подготовка психологов» и ВНК № 889 «Разработать научно-методическое обеспечение оценки качества профессиональной подготовки будущих психологов системы образования на компетентностной основе».

Область научных интересов: Психология мотивации. Специалист в области психологии мотивации, учебной мотивации, психологии образования. Основные работы посвящены изучению внутренней и внешней учебной мотивации, анализу условий развития и поддержки мотивации школьников, студентов.

Область практических интересов: Консультирование детей и родителей по проблемам психологического благополучия; использование метода песочной терапии в консультационной практике; диагностика и развитие учебной мотивации подростков.

Прошла курсы дополнительной подготовки по программам "Коррекционно-развивающая работа психолога", "Системная песочная терапия: теория и практика". «Телесно-ориентированный подход в деятельности психолога», «Диагностика и коррекция нарушений поведения у детей».

 

Инновационные образовательные технологии: В практике образовательной деятельности преподаватель использует интерактивные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии. В рамках преподаваемых дисциплин используется модульная технология («Психология одаренности и креативности»), метод кейсов, коллоквиум («Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога»), метод проектов, портфолио («Коррекция когнитивного и эмоционального развития). По всем преподаваемым дисциплинам для студентов очной и заочной формы получения образования разработаны дистанционные курсы.

 

Преподаваемые дисциплины: «Психология одаренности и креативности», «Психология одаренности», «Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога», «Практикум педагогического психолога», «Коррекция когнитивного и эмоционального развития»

Основные научные труды:

Немцова, Г.Д. Изучение учебной мотивации современных старшеклассников / Г. Д. Немцова, Ж. Ф. Ільченко // Веснiк адукацыi. – 2020. – № 3. – С. 13–22.

Пергаменщик, Л. А. Мотивационный профиль личности подростков разных поколений / Л. А. Пергаменщик, Г. Д. Немцова // Весцi БДПУ. – Серыя 1. – 2019. – № 1. – С. 43-48.

Немцова, Г.Д. Мотивационные характеристики учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Г. Д. Немцова // Исторические и психолого-педагогические науки :   сб. науч. ст. : в 3 ч. / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 2018. – Ч. 2. – С. 264–272. – (Научные труды / Респ. ин-т высш. шк. ; вып. 18).

Козырева Нина Вячеславовна

Преподаватель

(kozyreva_nina@tut.by)

(kozireva@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: высшее психологическое

Тема кандидатской диссертации: «Социально-психологические факторы стигматизации детей в дошкольной группе»

Преподаваемые дисциплины: «Введение в учебную деятельность», «Тренинг профессионального самосознания», «Педагогическая психология», «Тренинг креативности», «Тренинг эффективного педагогического взаимодействия».

Сфера научных и практических интересов: социальная психология, детская психология, сказкотерапия, христианская психология.

Янчук Людмила Степановна​

Преподаватель

(luda_yan@mail.ru)

(yanchuk@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: факультет дошкольного воспитания БГПУ (специальность «Педагогика и психология (дошкольная) и практическая психология», «Практический психолог в системе образования»); аспирантура АПО (специальность «Психология»).

Тема кандидатской диссертации: «Изменение социально-перцептивных  характеристик у психологов в процессе переподготовки» (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Н.Я.Кушнир). 

Преподаваемые дисциплины: психодиагностика, психология развития, психология активности и поведения, дифференциальная психология, психология личности, тренинг педагогического взаимодействия, тренинг профессионального самосознания, психология профессионального самоопределения. 

Сфера научных и практических интересов интересов: психология профессиональной деятельности.

 


За кафедрой закреплены следующие дисциплины

Кафедра осуществляет руководство психодиагностической практикой студентов специальностей «Психология»; педагогической практикой студентов специализаций «Педагогическая психология» и «Психология семейных отношений», руководство преддипломной практикой студентов специализации «Педагогическая психология», руководство курсовыми и дипломными работами. На кафедре также осуществляется подготовка магистрантов, аспирантов и докторанта.

На базе кафедры осуществляется подготовка научно-методических семинаров по проблематике психологии образования, традиционного конкурса «Студент – психолог года» как совместного проекта преподавателей и студентов.

Регулярно проводится мониторинг удовлетворенности студентов, магистрантов, аспирантов, выпускников и молодых специалистов качеством оказания образовательных услуг, мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов-психологов.

Преподаватели кафедры используют в своей работе современные технологии образовательного процесса: интерактивные, личностно-ориентированные, информационные компьютерные; метод проектов, кейсов, проблемного обучения.

Кафедра имеет 2 филиала: на базе ГУО «Ясли-сад № 475 г. Минска» и ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска», в рамках которых осуществляется научно-методический обмен профессиональным опытом.

Кафедра психологии образования также взаимодействует с кафедрой педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, осуществляет деловую переписку, обмен статьями преподавателей и студентов в рамках международных конференций по общей проблематике.

Кафедра психологии образования

 
 

 
Контакты

220076 Республика Беларусь, г. Минск,

ул. Ф.Скорины, 13, ауд. 413 (уч. корпус № 7)

телефон: 8 (017) 369 92 40

e-mail: kaf_opp@mail.ru

            kpo@bspu.by