Кафедра психологии образования была организована 10 апреля 2000 года (ранее - кафедра педагогической психологии, затем - кафедра общей и педагогической психологии), обеспечивает подготовку студентов по специальностям «Психология» и «Практическая психология», является выпускающей по специализации «Педагогическая психология». В июне 2021 переименована в кафедру психологии образования и развития личности.
Заведующий кафедрой – Музыченко Алла Викторовна, кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в учреждении образования «Академия последипломного образования», защищена в Научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.
Научные интересы: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.
Профессорско-преподавательский состав кафедры:
|
Музыченко Алла Викторовна
Заведующий кафедрой
Кандидат психологических наук, доцент
(muzychenko@bspu.by)
Подробная информация
Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в АПО, защищена в НИО 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.
Преподаваемые дисциплины: общая психология.
Сфера научных и практических интересов: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.
|
|
Белановская Ольга Викторовна
кандидат психологических наук, доцент (внешний совместитель)
(belanovskaya@bspu.by)
Подробная информация
Образование: В 1982 г. окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного педагогического института им. М. Горького по специальности «Преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист по дошкольному воспитанию». В 1995 - 1997 гг. прошла переподготовку по специальности «Практический психолог в системе образования» в БГПУ им. М. Танка г. Минска . В 2013 - 2015 г. прошла переподготовку по специальности « Логопедия » в БГПУ им. М. Танка г. Минска.
Тема кандидатской диссертации: «Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации» (специальность 19.00.10 – коррекционная психология)
Преподаваемые дисциплины: психология развития, психология личности.
Сфера научных и практических интересов: психология развития самосознания личности, психосемиотика, знаково-символическая деятельность.
|
|
Покровская Светлана Евгеньевна
Кандидат психологических наук, доцент
(pokrovskaya@bspu.by)
Подробная информация
Образование:
- физический факультет БГУ;
- аспирантура БГУ;
- докторантура БГУ.
Тема кандидатской диссертации: «Особенности проявления профессиональной направленности старшеклассников в условиях трудового обучения» (по специальности 19.00.07 «Возрастная и педагогическая психология»).
Преподаваемые дисциплины: основы психодиагностики, теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика), психология педагогического взаимодействия.
Сфера научных и практических интересов: Психология труда, психология одаренности, психология профессионального самоопределения, педагогическая психология, психологическая диагностика.
|
|
Полонников Александр Андреевич
Кандидат психологических наук, доцент
(polonnikov@bspu.by)
Подробная информация
Образование: Гродненский Государственный педагогический институт им. Я. Купалы, 1977 г., исторический факультет.
Ученая степень, ученое звание: кандидат психологических наук (1994), доцент (2000). Тема кандидатской диссертации – «Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогических ситуаций» (выполнена и защищена в БГПУ 04.04.1994, научный руководитель — доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский).
Область научных интересов: Философия и методология образования, критическая педагогика и психология.
Основные научные труды:
- Концепция национальной школы Республики Беларусь / А. А. Полонников [и др.] // НИО РБ. – Минск, 1993. – 66 с.
- Мадэль нацыянальнага гуманiтарнага лiцэя / А. А. Палоннiкaў [i iнш.] // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 5. – С. 27-38.
- Концепция ИПК как центра развития образовательных практик / А. А. Полонников [и др.] – Мн.: ИПК образования, 1995. – 45 с.
- Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / А.А. Полонников. – Минск : ЕГУ, 2001. – 128 с.
- Educational System Diagnosis / A. Palonnikau, M. Zhbankou Belarus: Reform Scena. Stefan Batory Foundation. Warsaw 2003. – PР. 229-246.
- Toward a question of «communicative turn» in contemporary education /
- Communication Theory and Practice: The collected articles / А. А. Polonnikov, A. M. Korbut, T. V. Tyagunova // Bulletin of the Russian Communication Association, Issue 3 // Edited by I.N. Rozina. – Rostov-na-Donu: Institute of Manegement, Business and Law, 2005. – P. 51-69.
- Коммуникативный ландшафт образования / В.А. Герасимова [и др.]; ред.: А.А. Полонников. – Минск: БГУ, 2007. –503 с.
- Очерки истории психологии Беларуси: теоретико-методологическое исследование / А. А. Полонников. – Минск, 2011. – 259 с.
- International cooperation in bulding a world-class university – the case of Belarusian State University / S. Ablameykо, M. Zhuravkov, V. Samokhval, A. Polonnikov. // Proceedings of the international conference «Internalisation of higher education: Evaluating Concepts, Challenges and Strategies (IHE 2013). Prague, April, 2013/ Prague Development Center (PRADEC). – 2013, Vol. 2. – P. 64-74.
- Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование / А. А. Полонников. – Минск : БГУ, 2013. – 343 с.
- Визуальная медиация образовательных событий. Микроэтнографические аспекты : коллективная монография / А. А.Полонников, Д. Ю.Король, Н. Д.Корчалова. – Минск: БГУ, 2017. – 217 с.
- Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse / Aliaksandr A. Palonnikau [и др.], “Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse.” American Journal of Educational Research, 2018, vol. 6, No. 7, p. 977-983.
- Uczyć się od... „Wyimaginowanogo innego” / А. Połonnikow, N. Korhczałowa // Kwartylnik pedagogiczny – 2019, Tom 64, Nr 1(251). - S. 21-32.
- Różnice dydaktyczne i edukacja. Rekonstrukcja przestrzeni narracyjnej w ujęciu Doroty Klus-Stańskiej (na przykładzie książki Paradygmaty dydaktyki. Myśleć teorią o praktyce) / A. Połonnikow // Studia edukacyjne, Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, NR 52/2019. – S. 317-328.
- Między obrazem a słowem. Nauczyciel w warunkach wizualizacji kultury współczesnej // Być nauczycielem być uczniem w perspektywie jutra. Od sztuki uczenia się do uczenia się sztuki. Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2019. – S. 43-60.
- Holizm pedagogiczny i praktyki edukacyjne // Problemy wczesnej edukacji. – 2020. – 49(2), s. 21-30.
Преподаваемые учебные дисциплины: «Педагогическая психология», «Обучающий эксперимент».
Семинар-практикум в форме «Case study»: «Артефакт в учебной коммуникации».
|
|
Боброва Елена Сергеевна
Кандидат психологических наук, доцент
(bobrova@bspu.by)
Подробная информация
Образование:
- Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 1993г.
- Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 1997
- Республиканский институт высшей школы, 2014г.
Тема диссертационного исследования: «Вербализация пространственных отношений дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью» (защита - Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г., БГУ - 2012)
Читаемые дисциплины: «Специальная психология», «Медицинская психология», «Общая и детская психиатрия»
Научные интересы: особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, психологическое сопровождение детей раннего, дошкольного возраста (диагностика развития, коррекция).
|
|
Игумнов Сергей Александрович
Доктор медицинских наук, профессор (внешний совместитель)
(igumnov@bspu.by)
Подробная информация
Образование: Педиатрический факультет Минского государственного медицинского института (ныне- Белорусский государственный медицинский университет, БГМУ, 1984-1990); интернатура, Белорусский государственный институт усовершенствования врачей (специальность «Психиатрия», 1990-1991); соискательство при кафедре психиатрии БГМУ (специальность «Психиатрия», 1992-1994); очно-заочная докторантура, Государственный научный центр Российской Федерации – Институт биофизики (специальности: «Психиатрия» и «Радиобиология», 1996-1999).
Тема докторской диссертации: «Психическое развитие детей, подвергшихся антенатальному облучению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (Проспективное исследование)» (защищена в Ученом Совете при Государственном научном центре Российской Федерации – Институте биофизики с включением в состав Совета специалистов из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Российской Федерации РФ 18.11.1999 г., г. Москва, научные консультанты – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, чл.-корр. РАМН, доктор медицинских наук, профессор А.К. Гуськова и Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор психологических наук, профессор Я.Л.Коломинский).
Преподаваемые дисциплины: «Клиническая психология», «Психология девиантного поведения», «Основы общей и детской психиатрии».
Сфера научных и практических интересов: разработка методик диагностики, экспертизы и реабилитации пациентов различных возрастных групп, страдающих психическими расстройствами и поведенческими девиациями, включая аддиктивное, суицидальное и криминальное поведение, изучение отдаленных нейропсихиатрических и психологических последствий техногенных катастроф.
|
|
Григорьева Инесса Викторовна
Кандидат медицинских наук, доцент (внешний совместитель)
(grigoreva@bspu.by)
Подробная информация
Образование: высшее
Тема кандидатской диссертации: «Интегративная психотерапия психических и поведенческих расстройств у пациентов, перенесших оперативное лечение по поводу рака щитовидной железы». Защищена в 2010 году.
Преподаваемые дисциплины: Основы общей и детской психиатрии, арт-терапия, сказкотерапия, специальная психология.
Сфера научных и практических интересов: Психотерапевтическая кинезиология, арт-терапия, аддиктология, психоонкология, нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, трансактный анализ, психокатарзис, танатотерапия.
|
|
Комкова Елена Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент
(komkova@bspu.by)
Подробная информация
Тема кандидатской диссертации: «Зависимость продуктивности произвольного запоминания от оценки своих мнемических возможностей у старших дошкольников» (специальность 19.00.07 – Возрастная и педагогическая психология), выполнена на кафедре общей и детской психологии БГПУ, защищена в 1995г., научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Белоус А.Н.
Преподаваемые дисциплины: общая психология, методология, теория и методы психологических исследований.
Сфера научных и практических интересов: психология развития, акмеология.
|
|
Аксёнова Ольга Евгеньевна
Старший преподаватель
(aksenova@bspu.by)
Подробная информация
Образование: БГПУ им.М.Танка (факультет педагогики)
Преподаваемые дисциплины: основы психодиагностики, теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика), психология педагогического взаимодействия
Сфера научных и практических интересов: психологические особенности взрослых и детей с поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями, адаптация, тревожность и страхи у детей.
|
|
Немцова Галина Дмитриевна
Старший преподаватель
(nemtsova_gd@bspu.by)
Подробная информация
Образование: В 1993 году окончила с отличием факультет естествознания МГПИ им. А. М. Горького, дополнительная специализация − практический психолог в системе образования. С 1993 по 1999 работала педагогом-психологом в учреждения образования г.Минска, с 1999 по 2002 год – младший научный сотрудник Национального института образования. В 2005 году окончила аспирантуру научно-методического учреждения «Национальный институт образования» по специальности «Педагогическая психология» (тема диссертационного исследования «Ситуационные и диспозиционные детерминанты мотивации учебной деятельности подростков» − научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Л.А.). Работает в БГПУ с 2006 года.
Награждена Грамотой БГПУ за плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров (ноябрь 2019 г.). Участник и организатор международных, республиканских конференций и семинаров по проблемам психологии образования.
Член ВНК «Подготовка психологов» и ВНК № 889 «Разработать научно-методическое обеспечение оценки качества профессиональной подготовки будущих психологов системы образования на компетентностной основе».
Область научных интересов: Психология мотивации. Специалист в области психологии мотивации, учебной мотивации, психологии образования. Основные работы посвящены изучению внутренней и внешней учебной мотивации, анализу условий развития и поддержки мотивации школьников, студентов.
Область практических интересов: Консультирование детей и родителей по проблемам психологического благополучия; использование метода песочной терапии в консультационной практике; диагностика и развитие учебной мотивации подростков.
Прошла курсы дополнительной подготовки по программам "Коррекционно-развивающая работа психолога", "Системная песочная терапия: теория и практика". «Телесно-ориентированный подход в деятельности психолога», «Диагностика и коррекция нарушений поведения у детей».
Инновационные образовательные технологии: В практике образовательной деятельности преподаватель использует интерактивные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии. В рамках преподаваемых дисциплин используется модульная технология («Психология одаренности и креативности»), метод кейсов, коллоквиум («Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога»), метод проектов, портфолио («Коррекция когнитивного и эмоционального развития). По всем преподаваемым дисциплинам для студентов очной и заочной формы получения образования разработаны дистанционные курсы.
Преподаваемые дисциплины: «Психология одаренности и креативности», «Психология одаренности», «Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога», «Практикум педагогического психолога», «Коррекция когнитивного и эмоционального развития»
Основные научные труды:
Немцова, Г.Д. Изучение учебной мотивации современных старшеклассников / Г. Д. Немцова, Ж. Ф. Ільченко // Веснiк адукацыi. – 2020. – № 3. – С. 13–22.
Пергаменщик, Л. А. Мотивационный профиль личности подростков разных поколений / Л. А. Пергаменщик, Г. Д. Немцова // Весцi БДПУ. – Серыя 1. – 2019. – № 1. – С. 43-48.
Немцова, Г.Д. Мотивационные характеристики учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Г. Д. Немцова // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 3 ч. / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 2018. – Ч. 2. – С. 264–272. – (Научные труды / Респ. ин-т высш. шк. ; вып. 18).
|
|
Солодухо Валентина Валентиновна
Старший преподаватель
(soloduxo@bspu.by)
Подробная информация
Образование: Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка по специальности "Психология. Педагогическая психология". Закончила аспирантуру БГПУ по специальности 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии".
Тема кандидатской диссертации: "Социально-психологические детерминанты возникновения синдрома выгорания у медицинских работников" (научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор С.А. Игумнов).
Преподаваемые дисциплины: «Общая и детская психиатрия», «Основы психиатрии», «Арт-терапия».
Сфера научных интересов: Профессиональные деформации.
|
|
Янчук Людмила Степановна
Старший преподаватель
(yanchuk@bspu.by)
Подробная информация
Образование: факультет дошкольного воспитания БГПУ (специальность «Педагогика и психология (дошкольная) и практическая психология», «Практический психолог в системе образования»); аспирантура АПО (специальность «Психология»).
Тема кандидатской диссертации: «Изменение социально-перцептивных характеристик у психологов в процессе переподготовки» (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Н.Я.Кушнир).
Преподаваемые дисциплины: психодиагностика, психология развития, психология активности и поведения, дифференциальная психология, психология личности, тренинг педагогического взаимодействия, тренинг профессионального самосознания, психология профессионального самоопределения.
Сфера научных и практических интересов интересов: психология профессиональной деятельности.
|
|
Пономарева Людмила Геннадьевна
Преподаватель
(ponomareva@bspu.by)
Подробная информация
Образование: Окончила Белорусский государственный университет по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Психолог, преподаватель психологии», специализация – медицинская психология. Окончила магистратуру по специальности "Психология" с присвоением степени магистра.
Дополнительное образование:
- Программа повышения квалификации «Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста» (Академия последипломного образования);
- Программа повышения квалификации «Педагогическая и психологическая диагностика при реализации образовательной программы дошкольного образования» (Академия последипломного образования);
- Образовательная программа «Психологические технологии личностного развития: особенности психологическая работа с дошкольниками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения» (Академия последипломного образования);
- Профессиональный тренинг «Работа со сновидениями в гештальт-терапии» (РОО личностно-ориентированных психотерапевтов);
- Образовательная программа «Фототерапия» (Е.В. Белинская);
- Долгосрочная программа «Интегративная семейная психотерапия» (Минский гештальт институт, ассоциированный член европейской ассоциации гештальт-терапии);
- Профессиональный тренинг «Когнитивно-поведенческая терапия основанная на осознанности» (РОО «Белорусское общество психологов»);
- Образовательная программа «Введение в когнитивно-поведенческую терапию» (БГПУ);
Дополнительные сведения:
- Диплом лауреата Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь 2010 года.
- Диплом лауреата Республиканского конкурса научных работ студентов высших учебных заведений Республики Беларусь 2011 года.
Преподаваемые дисциплины: психологический тренинг, медицинская психология, физиологические основы поведения, супервизорский практикум по психологическому консультированию, психофизиология и нейропсихология.
Сфера научных и практических интересов: изучение самосознания при девиациях пищевого поведения
|
|
Янчевская Ирина Михайловна
Старший преподаватель
Подробная информация
Образование: Музыкально-педагогический факультет БГПУ (специальность "Музыкальное искусство. Практическая психология"); магистратура БГПУ (специальность "Психология"); аспирантура БГПУ (специальность "Психология развития, акмеология").
Преподаваемые дисциплины: Психология развития, Психология личности, Дифференциальная психология, Психодиагностика.
Сфера научных и практических интересов: психология одаренности, психология эмоций, психология искусства.
|
|
Русакевич Вероника Владимировна
Преподаватель
Подробная информация
Образование: Факультет естествознания БГПУ им. М. Танка. Магистратура БГПУ. Аспирантура БГПУ.
Преподаваемые дисциплины: Психология личности, психология развития, психология юзабилити, практикум по организации проектной деятельности.
Сфера научных и практических интересов: Психология развития, самосознание личности, коррекционная психология .
|
|
Цакунова Екатерина Владимировна
Преподаватель
Подробная информация
Образование: окончила БГПУ по специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» с присвоением квалификации «Социальный педагог. Педагог-психолог». Окончила магистратуру по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Магистр психологических наук».
Преподаваемые дисциплины: психология юзабилити, психология профессиональной деятельности и профессиональное консультирование, психология девиантного поведения.
Сфера научных интересов: исследование проблем профессиональной подготовки специалистов различных профилей, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
|
|
Кононов Станислав Сергеевич
Преподаватель-стажер
Подробная информация
Образование: В 2021 году окончил УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности «Психология» института психологии с присвоением квалификации психолога.
В 2022 году окончил магистратуру БГПУ по специальности «Психология. Профилизация: Психологическое консультирование и психокоррекция».
Тема магистерской диссертации: «Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с когнитивно-личностными характеристиками детей 6-7 лет».
Преподаваемые дисциплины: медицинская психология, специальная психология, психология здоровья.
Сфера научных и практических интересов: медицинская психология, статистическая обработка данных.
|
Кафедра осуществляет руководство психодиагностической практикой студентов специальностей «Психология»; педагогической практикой студентов специализаций «Педагогическая психология» и «Психология семейных отношений», руководство преддипломной практикой студентов специализации «Педагогическая психология», руководство курсовыми и дипломными работами. На кафедре также осуществляется подготовка магистрантов, аспирантов и докторанта.
На базе кафедры осуществляется подготовка научно-методических семинаров по проблематике психологии образования, традиционного конкурса «Студент – психолог года» как совместного проекта преподавателей и студентов.
Регулярно проводится мониторинг удовлетворенности студентов, магистрантов, аспирантов, выпускников и молодых специалистов качеством оказания образовательных услуг, мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов-психологов.
Преподаватели кафедры используют в своей работе современные технологии образовательного процесса: интерактивные, личностно-ориентированные, информационные компьютерные; метод проектов, кейсов, проблемного обучения.
Кафедра имеет 2 филиала: на базе ГУО «Детский сад № 475 г. Минска» и ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска», в рамках которых осуществляется научно-методический обмен профессиональным опытом.
Кафедра психологии образования также взаимодействует с кафедрой педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, осуществляет деловую переписку, обмен статьями преподавателей и студентов в рамках международных конференций по общей проблематике.