ENG / BY

 

КОНТАКТЫ

220030, г. Минск,  ул. Советская, 18
Институт психологии, 1 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 135 (13 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 135 (13 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Кафедра психологии образования и развития личности

Кафедра психологии образования была организована 10 апреля 2000 года (ранее - кафедра педагогической психологии, затем - кафедра общей и педагогической психологии), обеспечивает подготовку студентов по специальностям «Психология» и «Практическая психология», является выпускающей по специализации «Педагогическая психология». В июне 2021 переименована в кафедру психологии образования и развития личности.

Заведующий кафедрой – Музыченко Алла Викторовна, кандидат психологических наук, доцент. Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в учреждении образования «Академия последипломного образования», защищена в Научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.

Научные интересы: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

Профессорско-преподавательский состав кафедры:

Музыченко Алла Викторовна

Заведующий кафедрой

Кандидат психологических наук, доцент

(muzychenko@bspu.by)

  

Подробная информация

Тема кандидатской диссертации: «Динамика профессионального самосознания будущих психологов в процессе переподготовки» (специальность 19.00.07 – Педагогическая психология), выполнена в АПО, защищена в НИО 16.03.2004, научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Кушнир Н.Я.

Преподаваемые дисциплины: общая психология.

Сфера научных и практических интересов: психология самосознания личности, психология обучения и воспитания, практическая психология образования, психодиагностика, психология семьи.

Белановская Ольга Викторовна

кандидат психологических наук, доцент (внешний совместитель)

(belanovskaya@bspu.by)

   

Подробная информация

Образование: В 1982 г. окончила факультет дошкольного воспитания Минского государственного педагогического института им. М. Горького по специальности «Преподаватель педагогики и психологии (дошкольной), методист по дошкольному воспитанию». В 1995 - 1997 гг. прошла переподготовку по специальности «Практический психолог в системе образования» в БГПУ им. М. Танка г. Минска . В 2013 - 2015 г. прошла переподготовку по специальности « Логопедия » в БГПУ им. М. Танка г. Минска.

Тема кандидатской диссертации: «Генезис Я-форм замещения у детей раннего возраста в условиях нормы и социальной депривации» (специальность 19.00.10 – коррекционная психология)

Преподаваемые дисциплины: психология развития, психология личности.

Сфера научных и практических интересов: психология развития самосознания личности, психосемиотика, знаково-символическая деятельность.

Полонников Александр Андреевич 

Кандидат психологических наук, доцент 

(polonnikov@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: Гродненский Государственный педагогический институт им. Я. Купалы, 1977 г., исторический факультет.

Ученая степень, ученое звание: кандидат психологических наук (1994), доцент (2000). Тема кандидатской диссертации – «Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогических ситуаций» (выполнена и защищена в БГПУ 04.04.1994, научный руководитель — доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский).

Область научных интересов: Философия и методология образования, критическая педагогика и психология.

Основные научные труды:

  • Концепция национальной школы Республики Беларусь / А. А. Полонников [и др.] // НИО РБ. – Минск, 1993. – 66 с.
  • Мадэль нацыянальнага гуманiтарнага лiцэя / А. А. Палоннiкaў [i iнш.] // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 5. – С. 27-38.
  • Концепция ИПК как центра развития образовательных практик / А. А. Полонников [и др.] – Мн.: ИПК образования, 1995. – 45 с.
  • Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / А.А. Полонников. – Минск : ЕГУ, 2001. – 128 с.
  • Educational System Diagnosis / A. Palonnikau, M. Zhbankou Belarus: Reform Scena. Stefan Batory Foundation. Warsaw 2003. – PР. 229-246.
  • Toward a question of «communicative turn» in contemporary education / 
  • Communication Theory and Practice: The collected articles / А. А. Polonnikov, A. M. Korbut, T. V. Tyagunova // Bulletin of the Russian Communication Association, Issue 3 // Edited by I.N. Rozina. – Rostov-na-Donu: Institute of Manegement, Business and Law, 2005. – P. 51-69.
  • Коммуникативный ландшафт образования / В.А. Герасимова [и др.]; ред.: А.А. Полонников. – Минск: БГУ, 2007. –503 с.
  • Очерки истории психологии Беларуси: теоретико-методологическое исследование / А. А. Полонников. – Минск, 2011. – 259 с.
  • International cooperation in bulding a world-class university – the case of Belarusian State University / S. Ablameykо, M. Zhuravkov, V. Samokhval, A. Polonnikov. // Proceedings of the international conference «Internalisation of higher education: Evaluating Concepts, Challenges and Strategies (IHE 2013). Prague, April, 2013/ Prague Development Center (PRADEC). – 2013, Vol. 2. – P. 64-74.
  • Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование / А. А. Полонников. – Минск : БГУ, 2013. – 343 с.
  • Визуальная медиация образовательных событий. Микроэтнографические аспекты : коллективная монография / А. А.Полонников, Д. Ю.Король, Н. Д.Корчалова. – Минск: БГУ, 2017. – 217 с.
  • Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse / Aliaksandr A. Palonnikau [и др.], “Resymbolization of A.S. Makarenko’s Experience in Modern Pedagogical Discourse.” American Journal of Educational Research, 2018, vol. 6, No. 7, p. 977-983.
  • Uczyć się od... „Wyimaginowanogo innego” / А. Połonnikow, N. Korhczałowa // Kwartylnik pedagogiczny – 2019, Tom 64, Nr 1(251). - S. 21-32.
  • Różnice dydaktyczne i edukacja. Rekonstrukcja przestrzeni narracyjnej w ujęciu Doroty Klus-Stańskiej (na przykładzie książki Paradygmaty dydaktyki. Myśleć teorią o praktyce) / A. Połonnikow // Studia edukacyjne, Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, NR 52/2019. – S. 317-328.
  • Między obrazem a słowem. Nauczyciel w warunkach wizualizacji kultury współczesnej // Być nauczycielem być uczniem w perspektywie jutra. Od sztuki uczenia się do uczenia się sztuki. Wydawnictwo Uniwersytetu Gdańskiego, 2019. – S. 43-60.
  • Holizm pedagogiczny i praktyki edukacyjne // Problemy wczesnej edukacji. – 2020. – 49(2), s. 21-30.       

Преподаваемые учебные дисциплины: «Педагогическая психология», «Обучающий эксперимент».

Семинар-практикум в форме «Case study»: «Артефакт в учебной коммуникации».

Боброва Елена Сергеевна

Кандидат психологических наук, доцент

(bobrova@bspu.by)

Подробная информация

Образование:

  • Витебский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова, 1993г.
  • Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка, 1997
  • Республиканский институт высшей школы, 2014г.

Тема диссертационного исследования: «Вербализация пространственных отношений дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью» (защита - Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2008г., БГУ - 2012)

Читаемые дисциплины: «Специальная психология», «Медицинская психология», «Общая и детская психиатрия»

Научные интересы: особенности развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, психологическое сопровождение детей раннего, дошкольного возраста (диагностика развития, коррекция).

Игумнов Сергей Александрович

Доктор медицинских наук, профессор (внешний совместитель)

 

(igumnov@bspu.by)

Подробная информация

Образование: Педиатрический факультет Минского государственного медицинского института (ныне- Белорусский государственный медицинский университет, БГМУ, 1984-1990); интернатура, Белорусский государственный институт усовершенствования врачей (специальность «Психиатрия», 1990-1991); соискательство при кафедре психиатрии БГМУ (специальность «Психиатрия», 1992-1994); очно-заочная докторантура, Государственный научный центр Российской Федерации – Институт биофизики (специальности: «Психиатрия» и «Радиобиология», 1996-1999).        

Тема докторской диссертации: «Психическое развитие детей, подвергшихся антенатальному облучению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (Проспективное исследование)» (защищена в  Ученом Совете при Государственном научном центре Российской Федерации – Институте биофизики с включением в состав Совета специалистов из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского Российской Федерации РФ 18.11.1999 г., г. Москва, научные консультанты –  Заслуженный деятель науки Российской Федерации, чл.-корр. РАМН, доктор медицинских наук, профессор А.К. Гуськова и Заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор психологических наук, профессор Я.Л.Коломинский).

Преподаваемые дисциплины: «Клиническая психология», «Психология девиантного поведения», «Основы общей и детской психиатрии».

Сфера научных и практических интересов: разработка методик диагностики, экспертизы и реабилитации пациентов различных возрастных групп, страдающих психическими расстройствами и поведенческими девиациями, включая аддиктивное, суицидальное и криминальное поведение, изучение отдаленных нейропсихиатрических и психологических последствий техногенных катастроф.

Григорьева Инесса Викторовна

Кандидат медицинских наук, доцент (внешний совместитель)

(grigoreva@bspu.by)

Подробная информация

Образование: высшее

Тема кандидатской диссертации: «Интегративная психотерапия психических и поведенческих расстройств у пациентов, перенесших оперативное лечение по поводу рака щитовидной железы». Защищена в 2010 году.

Преподаваемые дисциплины: Основы общей и детской психиатрии, арт-терапия, сказкотерапия, специальная психология.

Сфера научных и практических интересов: Психотерапевтическая кинезиология, арт-терапия, аддиктология, психоонкология,  нейролингвистическое программирование, эриксоновский гипноз, трансактный анализ, психокатарзис, танатотерапия.

Аксёнова Ольга Евгеньевна

Старший преподаватель

(aksenova@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: БГПУ им.М.Танка (факультет педагогики)

Преподаваемые дисциплины: основы психодиагностики, теория и методика профессиональной деятельности психолога (психодиагностика), психология педагогического взаимодействия

Сфера научных и практических интересов: психологические особенности  взрослых  и детей с поведенческими и эмоционально-волевыми нарушениями, адаптация, тревожность и страхи у детей.

Немцова Галина Дмитриевна

Старший преподаватель

(nemtsova_gd@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: В 1993 году окончила с отличием факультет естествознания МГПИ им. А. М. Горького, дополнительная специализация − практический психолог в системе образования. С 1993 по 1999 работала педагогом-психологом в учреждения образования г.Минска, с 1999 по 2002 год – младший научный сотрудник Национального института образования. В 2005 году окончила аспирантуру научно-методического учреждения «Национальный институт образования» по специальности «Педагогическая психология» (тема диссертационного исследования «Ситуационные и диспозиционные детерминанты мотивации учебной деятельности подростков» − научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Л.А.). Работает в БГПУ с 2006 года.

Награждена Грамотой БГПУ за плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров (ноябрь 2019 г.). Участник и организатор международных, республиканских конференций и семинаров по проблемам психологии образования.

Член ВНК «Подготовка психологов» и ВНК № 889 «Разработать научно-методическое обеспечение оценки качества профессиональной подготовки будущих психологов системы образования на компетентностной основе».

Область научных интересов: Психология мотивации. Специалист в области психологии мотивации, учебной мотивации, психологии образования. Основные работы посвящены изучению внутренней и внешней учебной мотивации, анализу условий развития и поддержки мотивации школьников, студентов.

Область практических интересов: Консультирование детей и родителей по проблемам психологического благополучия; использование метода песочной терапии в консультационной практике; диагностика и развитие учебной мотивации подростков.

Прошла курсы дополнительной подготовки по программам "Коррекционно-развивающая работа психолога", "Системная песочная терапия: теория и практика". «Телесно-ориентированный подход в деятельности психолога», «Диагностика и коррекция нарушений поведения у детей».

 

Инновационные образовательные технологии: В практике образовательной деятельности преподаватель использует интерактивные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии. В рамках преподаваемых дисциплин используется модульная технология («Психология одаренности и креативности»), метод кейсов, коллоквиум («Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога»), метод проектов, портфолио («Коррекция когнитивного и эмоционального развития). По всем преподаваемым дисциплинам для студентов очной и заочной формы получения образования разработаны дистанционные курсы.

 

Преподаваемые дисциплины: «Психология одаренности и креативности», «Психология одаренности», «Теория и практика профессиональной деятельности педагогического психолога», «Практикум педагогического психолога», «Коррекция когнитивного и эмоционального развития»

Основные научные труды:

Немцова, Г.Д. Изучение учебной мотивации современных старшеклассников / Г. Д. Немцова, Ж. Ф. Ільченко // Веснiк адукацыi. – 2020. – № 3. – С. 13–22.

Пергаменщик, Л. А. Мотивационный профиль личности подростков разных поколений / Л. А. Пергаменщик, Г. Д. Немцова // Весцi БДПУ. – Серыя 1. – 2019. – № 1. – С. 43-48.

Немцова, Г.Д. Мотивационные характеристики учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в вузе / Г. Д. Немцова // Исторические и психолого-педагогические науки :   сб. науч. ст. : в 3 ч. / под ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 2018. – Ч. 2. – С. 264–272. – (Научные труды / Респ. ин-т высш. шк. ; вып. 18).

Солодухо Валентина Валентиновна

Старший преподаватель

(soloduxo@bspu.by)

Подробная информация

Образование: Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка по специальности "Психология. Педагогическая психология". Закончила аспирантуру БГПУ по специальности 19.00.01 "Общая психология, психология личности, история психологии".

Тема кандидатской диссертации: "Социально-психологические детерминанты возникновения синдрома выгорания у медицинских работников" (научный руководитель — доктор медицинских наук, профессор С.А. Игумнов).

Преподаваемые дисциплины: «Общая и детская психиатрия», «Основы психиатрии», «Арт-терапия».

Сфера научных интересов: Профессиональные деформации.

Янчук Людмила Степановна​

Старший преподаватель

(yanchuk@bspu.by)

  

Подробная информация

Образование: факультет дошкольного воспитания БГПУ (специальность «Педагогика и психология (дошкольная) и практическая психология», «Практический психолог в системе образования»); аспирантура АПО (специальность «Психология»).

Тема кандидатской диссертации: «Изменение социально-перцептивных  характеристик у психологов в процессе переподготовки» (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Н.Я.Кушнир). 

Преподаваемые дисциплины: психодиагностика, психология развития, психология активности и поведения, дифференциальная психология, психология личности, тренинг педагогического взаимодействия, тренинг профессионального самосознания, психология профессионального самоопределения. 

Сфера научных и практических интересов интересов: психология профессиональной деятельности.

Янчевская Ирина Михайловна

Старший преподаватель

 

Подробная информация

Образование: Музыкально-педагогический факультет БГПУ (специальность "Музыкальное искусство. Практическая психология"); магистратура БГПУ (специальность "Психология"); аспирантура БГПУ (специальность "Психология развития, акмеология").

Преподаваемые дисциплины: Психология развития, Психология личности, Дифференциальная психология, Психодиагностика.

Сфера научных и практических интересов: психология одаренности, психология эмоций, психология искусства.

Сечко Нина Федоровна

Старший преподаватель

 

Подробная информация

Образование: Минский Государственный педагогический институт им. А.М. Горького, 1990 г., факультет дошкольного образования, преподаватель психологии и педагогики (дошкольной).

Преподаваемые дисциплины: «Медицинская психология», «Психология здоровья», «Дифференциальная психология», «Тренинг профессионального самосознания», «Педагогическая психология». 

Сфера научных и практических интересов: Развитие профессионального самосознания личности психолога, формирование профессионала в процессе подготовки в вузе.

Русакевич Вероника Владимировна

Преподаватель

 

  

Подробная информация

Образование: Факультет естествознания БГПУ им. М. Танка. Магистратура БГПУ. Аспирантура БГПУ. 

Преподаваемые дисциплины: Психология личности, психология развития, психология юзабилити, практикум по организации проектной деятельности. 

Сфера научных и практических интересов: Психология развития, самосознание личности, коррекционная психология .

Цакунова Екатерина Владимировна

Преподаватель

 

  

Подробная информация

Образование: окончила БГПУ по специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» с присвоением квалификации «Социальный педагог. Педагог-психолог». Окончила магистратуру по специальности «Психология» с присвоением квалификации «Магистр психологических наук».

Преподаваемые дисциплины: психология юзабилити, психология профессиональной деятельности и профессиональное консультирование, психология девиантного поведения.

Сфера научных интересов: исследование проблем профессиональной подготовки специалистов различных профилей, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Мелихова Мария Михайловна 

Преподаватель

 

Подробная информация

Образование: Белорусский государственный университет, юридический факультет, специальность «Правоведение», квалификация «юрист». Магистратура факультета Философии и социальных наук БГУ по специальности «Психология», магистр психологии. Обучалась в аспирантуре РИВШ по специальности «Педагогическая психология».

Окончила переподготовку в РИПО по специальности "педагогическая деятельность специалистов", квалификация "преподаватель".

Преподаваемые дисциплины: «Психология девиантного поведения», «Медицинская психология», «Психодиагностика", "Нейропсихология", "Психология развития","Психология здоровья", "Юридическая психология", "Судебная психология". 

Сфера научных и практических интересов: психодиагностика; юридическая психология; нейропсихология; психология девиантного поведения; психология личности; общая психология.

Кононов Станислав Сергеевич

Преподаватель

 

  

Подробная информация

Образование: В 2021 году окончил УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности «Психология» института психологии с присвоением квалификации психолога.

В 2022 году окончил магистратуру БГПУ по специальности «Психология. Профилизация: Психологическое консультирование и психокоррекция».

Тема магистерской диссертации: «Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с когнитивно-личностными  характеристиками детей 6-7 лет».

Преподаваемые дисциплины: медицинская психология, специальная психология, психология здоровья.

Сфера научных и практических интересов: медицинская психология, статистическая обработка данных.

Малиновская Полина Евгеньевна

Преподаватель-стажер

 

Подробная информация

Образование:  В 2024 году окончила УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по специальности «Практическая психология» института психологии с присвоением квалификации педагога-психолога.

В 2025 году окончила магистратуру БГПУ по специальности «Психология. Профилизация: Психологическое консультирование и психокоррекция».

Тема магистерской диссертации: «Психотехника коррекции деструктивных состояний личности».

Преподаваемые дисциплины: тренинг профессионального самосознание, психодиагностика, педагогическая психология, психология активности и поведения, психологическое просвещение, дифференциальная психология, психопрофилактика и психопросвещение в работе педагога-психолога, инклюзивная психология.

Сфера научных и практических интересов: экзистенциальный анализ, эмоциональное выгорание, психотехника. 

Бондарь Дарья Евгеньевна

Преподаватель-стажер

 

Подробная информация

Образование:  окончила БГУ по специальности «Психология» (специализация «Медицинская психология») с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии». Окончила магистратуру БГУ по специальности «Психологи» (специализация «Психологическое консультирование и психокоррекция») с присвоением квалификации «Магистр психологических наук».

Преподаваемые дисциплины: психологическое просвещение, медицинская психология, психология активности и поведения, психология развития, психиатрия, профилактика СЭВ в профессиональной деятельности, теория и практика безопасной образовательной среды, психопрофилактика и психпросвещение в работе педагога-психолога, теория и практика профессиональной деятельности педагога-психолога, диагностика и развитие мотивации учебной деятельности.

Сфера научных и практических интересов: кризисная и экстремальная психология, медицинская психология, профессиональное выгорание, когнитивно-поведенческая терапия.

 

 


За кафедрой закреплены следующие дисциплины

Кафедра осуществляет руководство психодиагностической практикой студентов специальностей «Психология»; педагогической практикой студентов специализаций «Педагогическая психология» и «Психология семейных отношений», руководство преддипломной практикой студентов специализации «Педагогическая психология», руководство курсовыми и дипломными работами. На кафедре также осуществляется подготовка магистрантов, аспирантов и докторанта.

На базе кафедры осуществляется подготовка научно-методических семинаров по проблематике психологии образования, традиционного конкурса «Студент – психолог года» как совместного проекта преподавателей и студентов.

Регулярно проводится мониторинг удовлетворенности студентов, магистрантов, аспирантов, выпускников и молодых специалистов качеством оказания образовательных услуг, мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки специалистов-психологов.

Преподаватели кафедры используют в своей работе современные технологии образовательного процесса: интерактивные, личностно-ориентированные, информационные компьютерные; метод проектов, кейсов, проблемного обучения.

Кафедра имеет 2 филиала: на базе ГУО «Детский сад № 475 г. Минска» и ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска», в рамках которых осуществляется научно-методический обмен профессиональным опытом.

Кафедра психологии образования также взаимодействует с кафедрой педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, осуществляет деловую переписку, обмен статьями преподавателей и студентов в рамках международных конференций по общей проблематике.

Кафедра психологии образования

 
 
 

 
Контакты

220030 Республика Беларусь, г. Минск,

ул. Советская, 18, ауд. 133 (уч. корпус № 1)

телефон: 8 (017) 311-21-59

e-mail: kpo@bspu.by