КОНТАКТЫ
220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
|
Открытие Института психологии
|
Кафедра социальной и семейной психологии образована на базе кафедры прикладной психологии, которая была организована 14 ноября 1996 года. Кафедра обеспечивает подготовку студентов по специальностям «Психология» и «Практическая психология», является выпускающей по специализациям «Социальная психология» и «Психология семейных отношений» (по специальности «Психология»).
Заведующий кафедрой – Пузыревич Наталия Леонидовна, кандидат психологических наук. Тема кандидатской диссертации: «Социальные представления о рискованном поведении у современных подростков» (специальность 19.00.05 – Социальная психология), выполнена в БГПУ, защищена 25.04. 2012 г. (утверждена 17.10.2012 г.); научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Л.А.
Научные интересы: кризисная психология, социальная психология, метафорические ассоциативные карты в работе кризисного психолога.
![]() |
Пузыревич Наталия ЛеонидовнаЗаведующий кафедрой Кандидат психологических наук Подробная информацияВ 2008−2011 гг. обучалась на дневном отделении аспирантуры БГПУ по специальности 19.00.05 – социальная психология. В 2012 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социальные представления о рискованном поведении у современных подростков» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Леонид Абрамович). С 2012 года работала в должности преподавателя кафедры прикладной психологии факультета психологии БГПУ, с 2013 года – в должности доцента кафедры прикладной психологии факультета психологии БГПУ, а с января 2014 года – заведующий кафедрой социальной и семейной психологии факультета психологии БГПУ. Являлась стипендиатом Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов (2004 г.), участником III Всебелорусского народного собрания (2006 г.), научным руководителем гранта Министерства образования Республики Беларусь по теме «Рискованное поведение как фактор переживания подлинности жизни в подростковом возрасте» (№ ГР 20110732, 2011 г.). Стипендиат Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливых молодых ученых (2015 г.). Является ответственным редактором журнала «Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал», администратором сайта «Белорусский Центр кризисной психологии». Организатор и участник многочисленных международных, республиканских конференций и семинаров по проблемам кризисной психологии. Автор более 200 печатных научных и учебно-методических работ. Прошла стажировку по специализации «Кризисная психология» в рамках программы «Fortbildung Psychotraumatologie». С 2016 года является заместителем председателя Совета молодых ученых БГПУ. Член ВНК № 795 «Исследование вербального экстремизма в информационном пространстве Республики Беларусь с целью создания методологии производства судебной психолого-лингвистической экспертизы» и ВНК № 824 «Волонтерская деятельность как вид педагогической практики». В сентябре 2016 года награждена ректором Грамотой БГПУ за плодотворную работу по подготовке высококвалифицированных педагогических кадров. Область научных интересов и сфера практической деятельности – суицидальное поведение подростков. |
|
![]() |
Пергаменщик Леонид АбрамовичДоктор психологических наук, профессор Подробная информацияВ 1973 г. с отличием окончил философское отделение исторического факультета БГУ. В 1985 г. защитил кандидатскую диссертацию по социальной психологии в Ленинградском государственном университете имени А.А. Жданова на тему «Восприятие руководителем социально-психологической структуры первичного инженерного коллектива». В 2000 г. защитил докторскую диссертацию по социальной психологии в БГПУ на тему «Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути». Участвовал в разработке и реализации государственной программы «Социально-психологическая реабилитация и социально-правовая защита детей и подростков, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС». Экспериментальные и теоретические исследования Пергаменщика Л.А. и опыт практической работы положили начало становлению кризисной психологии – новой отрасли психологической науки. По его инициативе было создано сообщество кризисных психологов в Республике Беларусь. С 1996 г. работал доцентом кафедры прикладной психологии, с 2000 г. – профессором кафедры прикладной психологии, с 2009 г. – деканом факультета психологии БГПУ. С 2014 г. – профессор кафедры прикладной психологии БГПУ (01.09.2015 г. переименована в кафедру социальной и семейной психологии). Читает курс лекций по кризисной психологии. Занимается подготовкой научных кадров высшей квалификации: осуществляет научное руководство магистрантами, аспирантами, является научным консультантом докторантов. Подготовил 7 кандидатов наук. Являлся председателем Совета по защите диссертаций К 02.21.01 при БГПУ (с 2009 г. по 2015 г.), является членом докторского Совета по психологическим наукам Д 02.21.03 при БГПУ, председателем проблемного совета по психологии БГПУ, членом научно-методической секции УМО ВУЗов РБ по гуманитарному образованию «Психология», главным редактором ежемесячного издания «Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал», членом редколлегии журналов «Весцi БДПУ», «Социальная психология и общество», «Вестник МГИРО», «Вестник Мозырьского педагогического университета» и директором виртуального Центра кризисной психологии. С 2004 г. ведет методологический семинар молодых ученых, в котором принимают участие аспиранты, молодые преподаватели и ученые из Минска, Бреста, Мозыря, Гомеля, Могилева. С 2009 года на базе методологического семинара молодых ученых под руководством Пергаменщика Л.А. на факультете психологии БГПУ был создан постоянно действующий международный методологический семинар «На Скорины, 15», который объединяет специалистов из разных стран и городов, представителей различных научных направлений. С деятельностью Пергаменщика Л.А. связано создание на факультете психологии БГПУ кафедры методологии и методов психологических исследований (01.09.2015 г. переименована в кафедру общей и организационной психологии) и Совета для молодых ученых, оказывающего поддержку молодым исследователям в написании магистерских и кандидатских диссертаций. Появилось студенческое научное общество «Инсайт», студенческие научно-исследовательские лаборатории. Благодаря деятельности Пергаменщика Л.А. на факультете психологии БГПУ традиционным стало проведение международной конференции «Психология и жизнь», международной студенческой научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы современной психологии» и олимпиады по психологии. Организовано сотрудничество с Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Псковским государственным университетом, Флорентийским университетом (Италия). Пергаменщик Л.А. является автором более 200 опубликованных работ, в том числе 20 учебно-методических пособий и монографий. Отличник образования. В 1996 г. награжден грамотой, в 1999 г. – Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, а в 2009 году – Почетной грамотой БГПУ, в 2014 году – грамотой к 100-летию БГПУ, в 2015 году – грамотой Министерства образования Республики Беларусь, в 2016 году – почетным знаком «За ўклад у развіцце БДПУ». За 2015-2016 учебный год Пергаменщик Л.А. опубликовал монографию «Психологический код выживания» (объём монографии – 262 страницы). Осуществлял руководство научной школой «Кризисная психология» в направлении подготовки кадров для проведения реабилитационных программ, принимал участие в антикризисных мероприятиях. Осуществлял организацию и руководство процессом подготовки и рецензирования учебных программ факультета психологии (первой и второй ступени образования). Руководил проектом «Апробация контрольно-диагностических модулей электронных учебно-методических комплексов для оказания психологической помощи субъектам образовательного процесса» (Приказ Министра образования РБ от 16.07.2014 № 634 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2014/2015 учебном году»). В настоящее время является научным руководителем проекта в рамках сотрудничества БГПУ с доктором психологических наук, профессором, академиком Российской академии образования, директором Института социологии образования РАО В.С. Собкиным. Председатель координационного совета Центра психологической помощи замещающим семьям. Член Межведомственного экспертного совета по научному обеспечению государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. |
|
![]() |
Слепкова Валентина ИвановнаКандидат психологических наук, доцент
|
|
![]() |
Гончарова Светлана СергеевнаКандидат психологических наук, доцент Подробная информацияОбразование: 1987-1991гг. − Минский государственный педагогический институт им. М.Горького. 1999 гг. − окончание аспирантуры Национального института образования. С 1991 по 1999гг. работала научным сотрудником Центра психолого-педагогических проблем Чернобыля, по 2004 г. − отдела психологии Национального института образования. С 2004 года − преподаватель кафедры прикладной психологии. Прошла обучающие программы: психодрама (тренер - Е.Черепанова, Москва), библиодрама (Х.П. Кронне, Германия), телесно-ориентированная психотерапия (Н.Баскаков, Москва), семейная психотерапия (Е.Крупнин, Е.Михайлова, Москва), психосинтез в практике индивидуального консультирования (А. Поварницин, Москва), управление стрессом (X. Баккер, Бельгия), метафорические ассоциативные карты в работе с травмой (М.Эгетмейер, О.Аялон, Германия, Израиль) и др. Тема диссертации: Кандидатская диссертация «Психологическое преодоление негативных событий жизненного пути в раннем юношеском возрасте» − 04.04.2006 (специальность 19.00.01 − общая психология, психология личности, история психологии). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Л.А.Пергамещик. Научные достижения: С.С.Гончарова является автором более 50 печатных работ. Имеет опыт:
Преподаваемые дисциплины: кризисная психология; психологическая помощь семье в ситуации кризиса; тренинги личностного роста; тренинги СПТ. Сфера научных и практических интересов:
|
|
![]() |
Степанова Людмила ГригорьевнаКандидат психологических наук, доцент (внешний совместитель)
Подробная информацияСтепанова Людмила Григорьевна в 1992 г. окончила Минский государственный педагогический институт имени М. Горького по специальности «Преподаватель дошкольной психологии и педагогики». В 1996 г. окончила РИВШ при БГУ по специальности «Психология менеджмента». В 1999 г. окончила отделение психологии аспирантуры Национального института образования. В 2009-2010 гг. – соискательство в МГППУ (г. Москва). В 2010 г. в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) защитила кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» по теме «Особенности самоопределения в юношеском возрасте у индивидов с различным типом гендерной идентичности» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор В.А. Ильин). С 2000 г. работала в должности старшего преподавателя кафедры прикладной психологии факультета психологии БГПУ. С 2017 г. по настоящее время работает в должности доцента кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук БГУ. Кроме преподавательской и научной деятельности занимается также более 20 лет практической деятельностью: проводит индивидуальные консультации, тренинги, коучинг. Имеет большой опыт работы по обучению персонала по проблеме развития коммуникативной компетентности. Является ведущей обучающих семинаров-практикумов по работе с метафорическими ассоциативными картами в Беларуси, России, Украине для специалистов помогающих профессий. Прошла обучающие сертификационные программы в рамках Института Нейро-Лингвистического Программирования, сертификат «Мастер-НЛП» (Москва); Makani Academy, сертификат «Мастер Эннеаграммы» (Джек и Хелен Маккани, Дания); Минский Коучинг Центр, сертификат «Professional Coach ICU»; эриксоновский гипноз (В. Доморацкий, И. Длужневский); организационные расстановки (А. Евстратова, Москва), метафоры в психотерапевтической практике (Г. Будайли, Москва); семинар-практикум «Новые возможности преодоления психологических кризисов и травм» по использованию метафорических ассоциативных карт (Моритц Эгетмейер, Германия; Офра Аялон, Израиль), «Основные психоаналитические и символдраматические принципы использования МАК в консультативной и психокоррекционной работе» (А. Зданович, Москва), «Гештальт-подход в терапии панических атак» (Джани Франчесетти, Италия), «Метод Fotovoice в работе с подростками» (Лаура Ремаски, Италия), «Тяжелые личностные расстройства в гештальт-терапии» (Маргарита Спаньоло Лобб, Италия), «Введение в экзистенциальную терапию» (Р. Кочюнас, Литва) и др. В настоящее время Степанова Л.Г. работает в следующих направлениях: коучинг, позитивная психотерапия, нарративная психотерапия, краткосрочная терапия, ориентированная на решение. Член Федерации психологов-консультантов Онлайн (Москва). Член ICTA (International Coach&Trainer Association). Член редакционного совета научно-практического журнала «Психологическое консультирование Онлайн» (г. Москва). Член Федерации психологов образования России. Автор более 70 публикаций в области гендерной психологии и консультирования, в том числе учебников и учебно-методических пособий. Основные публикации: Диагностика гендерной идентичности личности: учебно-методическое пособие / Л.Г. Степанова. – Минск: БГПУ, 2002. – 41 с. Психологическая диагностика гендерных характеристик личности / Л.Г. Степанова. – Мозырь: Содействие, 2006. – 72 с. Актуальные проблемы гендерной психологии: курс лекций / Л.Г. Степанова. – Минск: БГПУ, 2009. – 68 с. Введение в гендерную психологию: курс лекций: учебное пособие / Л.Г. Степанова. – М.: МПСУ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2012. – 535 с. Психологическое консультирование / Л.Г. Степанова. – Минск: Вышейшая школа, 2017. – 334 c. Научные и прикладные интересы Степановой Л.Г.: психологическое консультирование, индивидуальная психотерапия, нарративная практика, нарративная психотерапия, метафоры и метафорические ассоциативные карты в консультировании и психотерапии. |
|
![]() |
Коптева Светлана ИвановнаКандидат психологических наук, доцент (внутренний совместитель) Подробная информацияСпециалист в области общей и педагогической психологии, психологических тренингов. Круг научных интересов:
|
|
Жогаль Екатерина МихайловнаСтарший преподаватель Подробная информацияОбразование: В 1999 г. закончила факультет естествознания БГПУ им. М.Танка по специальности «Биология. Практическая психология» с отличием, курсы бакалаврской подготовки на факультете психологии названного вуза. В качестве клинического психолога в 1999-2000 гг. проходила стажировку в отделении «детская невропсихиатрия» в клинике «S. Chiara» г. Пиза (Италия). В 2000-2001 г. прошла обучение в рамках «Мастер-Класса» по подготовке специалистов-экспертов в области международного сотрудничества на базе Департамента Образования Университета г. Болонья (Италия). В 2001-2004 г. прошла обучение в очной аспирантуре БГПУ им. М.Танка по специальности «Социальная психология». Научные достижения: Автор более 30 научных публикаций. Преподаваемые дисциплины: клиническая психология; проективные методы в обследовании семьи; психодинамические теории личности; теории личности в современной психологии; проективные методы в диагностике детско-родительских отношений. Сфера научных и практических интересов:
|
||
Кранц Илона ИосифовнаСтарший преподаватель Подробная информацияОбразование: В 1994 году закончила Белорусский государственный университет по специальности биология, в 2002 году - Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка по специальности психология семейных отношений и сексология. В 2006 г. окончила аспирантуру БГПУ имени М. Танка по специальности «Социальная психология». Прошла обучающие программы в рамках Московского гештальт-института: гештальт-терапия и супервидение (В.Филипенко, Минск), семейная психотерапия (Н.Лебедева, К.Кошкин, Москва), гештальт-терапия детско-родительских отношений (Н.Кедрова, Москва), долгосрочная терапия личностных расстройств (А.Вишневская, В.Филипенко, Минск). А также имеет подготовку в области метафорических ассоциативных карт (М.Эгетмейер, О.Аялон, Минск). Тема диссертации: Тема кандидатской диссертации «Особенности личностной идентичности юношей и девушек, имеющих статус социальных сирот». Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент В.И. Слепкова. Научные достижения: Автор более 30 научных публикаций. Имеет опыт:
Преподаваемые дисциплины: общая психодиагностика, диагностика семейных отношений; психология семьи; кризисная психология; тренинги личностного роста, СПТ, релаксационные тренинги; психологическая помощь детям из неполных семей; формирование профессионального самосознания. Сфера научных и практических интересов:
|
||
Юркевич Наталья АлександровнаСтарший преподаватель Подробная информацияОбразование и профессиональные достижения: В 1994 г. окончила БГПУ, специализация «Практический психолог». В 1998 закончила аспирантуру РИПО по специальности «Педагогическая психология». Диссертация «Генезис личностной тревожности в юношеском возрасте». Научный руководитель канд. психол. наук. Е.Н.Ермакова. Автор более 17 публикаций, соавтор учебно-методических пособий. Прошла курс обучения по программам «Гештальт-терапия с детьми и семьей», «Символдрама», сертифицирована как «Практик в нейро-лингвистическом программировании». Сфера научных и практических интересов:
|
||
Данилова Наталья СтепановнаСтарший преподаватель Подробная информацияОбразование: В 1997 г. закончила специальный факультет социальной педагогики и практической психологии БГПУ им. М.Танка по специальности «Практическая психология в учреждениях образования». В 2006 г. закончила аспирантуру Национального института образования. Психолог высшей категории. Тема диссертации: «Факторы формирования модели будущего в юношеском возрасте». Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Леонид Абрамович. Научные достижения: Принимала участие в республиканских и международных научных и практических конференциях. Автор более 30 научных публикаций, из них 2 научно-методических пособия по социально-психологическим тренингам. Преподаваемые дисциплины: психологический тренинг, общая психокоррекция, основы психологической помощи. Сфера научных и практических интересов:
|
||
Ворошилина Ирина ВасильевнаСтарший преподаватель Подробная информацияОбразование: Окончила в 2003 г. факультет психологии БГПУ по специализации педагогическая психология. В 2008 г. окончила аспирантуру БГПУ. Научные достижения: Автор 15 научных публикаций Сфера научных и практических интересов: семейная психология. |
||
![]() |
Мокрецова Валентина МихайловнаСтарший преподаватель
Подробная информацияОбразование: закончила с отличием Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности «Педагогика и психология дошкольная и практическая психология», имеет степень бакалавра образования в области дошкольного воспитания; обучалась в очной аспирантуре БГПУ по специальности «Социальная психология».
|
![]() |
Петражицкая Елена АлександровнаПреподаватель Подробная информацияОбразование. 2003-2004 гг. – Минский государственный педагогический колледж им. М. Танка, 2007-2012 гг. – факультет психологии Белорусского государственного университета им. М. Танка, 2012-2013 гг. – магистратура Белорусского государственного университета им. М. Танка, 2013-2020 гг. аспирантура Белорусского государственного университета им. М. Танка. Прошла обучающие программы: «Профилактика суицидального поведения в подростковой среде» на базе кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ; «Введение в экзистенциальную терапию» (Римантас Кочунас, Минск); «Креатив-студия куратора» на базе Белорусского государственного университета им. М. Танка, «Интегративная психодрамма», «Работа с травмой в психодрамме» (Институт интегративной психодраммы, г. Минск). Тема магистерской диссертации «Аутентичность студентов с различным отношением к смерти». Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Гончарова С.С. Тема кандидатской диссертации «Временная перспектива как критерий эффективного совладания с перинатальной утратой». Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Пергаменщик Л.А. Петражицкая Е.А. является автором более 30 печатных работ (из них 6 статей, в том числе в рецензируемых журналах). Преподаваемые дисциплины: психологическая помощь семье в ситуации кризиса, социальная психология, психологический тренинг, групповая психотерапия. |
Малинок Александра ИвановнаПреподаватель Подробная информацияОбразование: 2011-2016 гг. - факультет психологии Белорусского государственного университета им. М. Танка, 2016-2017 гг. - магистратура Белорусского государственного университета им. М. Танка, 2017-2020 гг. - аспирантура Белорусского государственного университета им. М. Танка. Прошла обучающие программы: «Проблемы адаптации детей к инокультурной среде» на базе Белорусского государственного университета им. М. Танка, «Психологическая помощь в кризисных ситуациях» » на базе Белорусского государственного университета им. М. Танка, «Психологическая работа с внутренним травмированным ребенком» (Р.В Кадыров), Институт клинической и прикладной психологии) на базе Белорусского государственного университета им. М. Танка, 1-я ступень гештальт-терапии (И. Кранц, Е. Синишин). Тема магистерской диссертации: Детерминанты виктимного поведения подростков, оставшихся без попечения родителей. Тема кандидатской диссертации: Социально-психологические факторы виктимного поведения подростков из замещающих семей в условиях образовательной среды. Преподаваемые дисциплины: социальная психология, гендерная психология, психодраматические техники в работе психолога, политическая психология. |
|
![]() |
Ефименко Светлана ВладимировнаПреподаватель
Подробная информацияОбразование: высшее психологическое (специальность «Психология»). Закончила Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Профессиональный опыт: Ведущий специалист по работе со студентами заочной формы получения образования. Работает в Институте психологии (факультете психологии) с 1995 года. С сентября 2021 года – ведущий специалист по работе со студентами заочной формы получения образования, преподаватель кафедры социальной и семейной психологии Института психологии. Стаж работы в БГПУ – 26 лет. Преподаваемые дисциплины: В настоящее время преподаёт следующие учебные дисциплины: «Психологический тренинг»; «Психологический тренинг личностного роста», «Социально-психологический тренинг общения», «Тренинг профессионального самосознания». |
![]() |
Сугробова Ольга АнатольевнаПреподаватель-стажер
Подробная информация
|
![]() |
Наливайко Игнат БорисовичПреподаватель-стажер
Подробная информация
|
За кафедрой закреплены следующие дисциплины
Кафедра социальной и семейной психологии осуществляет руководство экспертно-консультационной практикой студентов специальности «Психология», руководство преддипломной практикой студентов специализаций «Социальная психология» и «Психология семейных отношений», руководство курсовыми, дипломными и магистерскими работами.
Под руководством доктора психологических наук, профессора Пергаменщика Леонида Абрамовича ежегодно проводится методологический семинар «На Скорины, 13».
Кафедра является организатором Международной научно-практической конференции «Детство и семья XXI века: проблемы и стратегии психологической помощи и поддержки».
Кафедра имеет филиал: на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Минска», в рамках которого осуществляется научно-методический обмен профессиональным опытом.
220076 Республика Беларусь, г. Минск,
ул. Ф.Скорины, 13, ауд. 309 (уч. корпус № 7)
телефон: 8 (017) 369-88-95
e-mail: kssp@bspu.by