ENG / BY

 

 

КОНТАКТЫ

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Научно-образовательная лаборатория психологии познавательных процессов

Научно-образовательная лаборатория психологии познавательных процессов создана в сентябре 2016 года на базе Института психологии БГПУ.

С марта 2018 года работа лаборатории сфокусирована на актуальных проблемах:

  • развития психолого-педагогической подготовки на первой и второй ступени высшего образования;
  • повышения профессионально-педагогической и научной квалификации преподавательских кадров Института психологии;
  • исследования и создания методологического и психолого-педагогического обеспечения развития, учащихся в социо-институциональных условиях современного образования;
  • создания системы непрерывного научно-педагогического взаимодействия с зарубежными педагогами-исследователями и практиками.

Лаборатория приглашает к участию в своих исследовательских и обучающих программах преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов Института психологии, Белорусского государственного педагогического университета и всех заинтересованных психологов, педагогов-исследователей и практиков.

Состав лаборатории:

 

Мельник Ольга Александровна

Заведующий лабораторией

(@bspu.by)

   

Подробная информация

Образование и опыт работы: 

Преподаваемые дисциплины: 

Сфера научных и практических интересов: 

 

Научный консультант лаборатории

   

Подробная информация

Образование и опыт работы: Историко-педагогический факультет Гродненского государственного педагогического института им. Я. Купалы в 1977 году, специальность: история и педагогика.

2012 – 2016 гг. – ведущий научный сотрудник Лаборатории исследования инновационных процессов в образовании Факультета психологии Томского государственного университета.

Октябрь-ноябрь 2017 г. визит-профессор Института Педагогики Университета Гданьска, читаемые курсы: «Анализ визуальных объектов», «Критическое психолого-педагогическое мышление».

Рецензент журнала «Problemy wczesnej edukacji» (Институт Педагогики Университета Гданьска).

Тема кандидатской диссертации: «Формирование готовности будущих психологов к профессиональному анализу педагогических ситуаций» (1994 г.).

Преподаваемые дисциплины: педагогическая психология, экспериментирование в практике обучения (дисциплина по выбору).

Сфера научных и практических интересов: Теория и методология образования, история психологии, методика преподавания психологии, семиология, феноменология знания, дискурс-анализ, критическая педагогика.

Опубликовано более 300 работ:

  • 7 монографий (5 в соавторстве);
  • 5 учебных пособий;
  • Более 200 научных статей (8 на иностранных языках).
 

Специалист

   

Подробная информация

Образование и опыт работы: В 1991 году закончил Белорусский государственный университет по специальности «философия».

С 1998 по 2014 год – научный сотрудник, старший научный сотрудник, начальник отдела планирования образования и реформ Центра проблем развития образования БГУ.

Ответственный исполнитель по следующим научным темам:

  1. Университет как центр культуропорождающего образования. Смена форм коммуникации в учебном процессе. (1999–2001 гг.). Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Гусаковский М.А.
  2. Влияние учебного знания на формирование фундаментальных структур ментальности. Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Гусаковский М.А. 1999-2001 гг.
  3. Теоретические и методологические проблемы качества образования в Республике Беларусь». Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Гусаковский М.А. 2000-2005 гг.
  4. Парадоксальная коммуникация в современном университетском образовании». БРФФИ. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент, А.А. Полонников. 2003 – 2005 гг.
  5. Конструирование образовательных отношений в парадоксальной коммуникации. БРФФИ. кандидат психологических наук, доцент, А.А. Полонников. 2003 – 2005 гг.
  6. Разработать структурно-функциональную модель развития инновационного ориентированного высшего образования в Республике Беларусь». Руководители: доктор физ.-мат. наук Стражев В.И., канд. филос. наук Гусаковский М.А. 2006 - 2010 гг.
  7. Исследовать факторы повышения конкурентоспособности выпускников университета в современных условиях», выполненная в рамках отраслевой научно-технической программы «Образование и здоровье». Научный руководитель – кандидат педагогических наук Карпиевич Е.Ф. 2006-2008 гг.

В 2016-2018 гг. старший научный сотрудник, ответственный исполнитель научной темы «Медиация образовательного события средствами современной визуальной культуры». Грант Белорусского фонда фундаментальных исследований (2016-2018). Совместный двухлетний проект, выполняемый сотрудниками Центра проблем развития образования БГУ и Лаборатории проектирования инновационных процессов в образовании Национального исследовательского Томского государственного университета.

С 2018 года – методист высшей категории Главного управления образовательной деятельности БГУ.

Преподаваемые дисциплины: педагогическая психология, экспериментирование в практике обучения (дисциплина по выбору).

Сфера научных и практических интересов: теория и методология образования, история психологии, методика преподавания психологии, семиология, феноменология знания, дискурс-анализ, критическая педагогика.

Опубликовано более 60 работ: 3 коллективные монографии (в том числе по вопросам управления университетским образованием), типовая программа по курсу «Педагогика и психология высшей школы» для студентов второй ступени высшего образования, научные статьи, опубликованных в научных изданиях Республики Беларусь, Российской Федерации, Польше, США.


Основные направления работы лаборатории

Научно-исследовательская деятельность (фундаментальные и прикладные разработки)

Экспериментальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей нового поколения на базе Института психологии БГПУ имени М. Танка

Международное инновационное психолого-педагогическое сотрудничество

Публикационная деятельность

Разработка проблем и решений современной психолого-педагогической подготовки в системы высшего образования Республики Беларусь по заданию руководства Министерства образования РБ, БГПУ имени Максима Танка и Института психологии.


Документы, регламентирующие деятельность лаборатории, планы и отчеты.


Текущие события

2023 год.

В рамках выполнения задания НИР по ГПНИ (№ ГР 20211214) сотрудниками лаборатории подготовлено научное электронное издание «Развитие восприятия визуальных артефактов учащимися учреждений общего среднего образования Беларуси: проект исследовательской программы» (А. А. Полонников [и др.] ; рук. А. А. Полонников ; науч. ред. Н. Д. Корчалова. – Минск : БГПУ, 2023). В нем представлен проект экспериментальной программы обучения восприятию визуальных артефактов учащихся учреждений общего среднего образования Беларуси, включающий теоретико-методологические основания эксперимента, психолого-педагогические условия его реализации, педагогические принципы управления развивающей учебной коммуникации, а также составлена общая схема научно-методического сопровождения формирования визуальной составляющей развития школьников. Проект экспериментальной программы основан на идее взаимодополнительности понятийного (вербального) и визуального (образного) режимов функционирования знания в культуре и образовании. Издание предназначено педагогическим работникам учреждений общего среднего образования, дополнительного образования взрослых (профиль «Педагогика»), исследователям в области современного гуманитарного знания, а также студентам, магистрантам, аспирантам, специализирующимся в области психологии развития, педагогики общего среднего образования.

2022 год.

В рамках международного научно-образовательного сотрудничества представителями Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка А. А. Полонниковым и факультета инновационной педагогики Ташкентского государственного педагогического университета им. Низами О. Ш. Исмаиловым и М. М. Бафаевым опубликована статья «Инновационно-ориентированное педагогическое образование Республики Узбекистан: стратегия и тактика развития», в центре внимания которой находятся актуальные вопросы оптимизации образовательной практики в Республике Узбекистан. Ее совершенствование авторы статьи связывают с развитием инновационно ориентированной подготовки, выражаемой введением ряда дополнительных педагогических специализаций. В числе предлагаемых специализаций: интернет-журналистика, интернет-тьюторство, интернет-дидактика, введение которых диктуется цифровой эпохой и связанной с ней сетевой реальностью. В тактическом отношении инновационное педагогическое образование сообразуется с поэлементной социальной инженерией, апробацией и экспертизой всех структурных элементов новшеств. Статья вышла в свет в Международном научно-методическом журнале «Образование и инновационные исследования» (ТАЪЛИМ ВА ИННОВАЦИОН ТАДҚИҚОТЛАР, № 10 2022 года).


Вышла в свет монография «Образовательное знание: экспериментально-теоретическое исследование», подготовленная доцентом кафедры психологии образования и развития личности Александром Андреевичем Полонниковым. В ней представлены результаты многолетней исследовательской работы Александра Андреевича, посвященной современному белорусскому образованию. Фокус исследовательского внимания в монографии нацелен на педагогический дискурс – ключевой ресурс, обеспечивающий как воспроизводство, так и изменение образовательных систем. Благодаря тому, что исследование, выполняемое в монографии, нацелено на развитие отечественного образования и авторского мышления о нем, представляющий его текст открыт для полемики, постановки читателями собственных вопросов, определения самостоятельной педагогической и эдукологической позиции. Приглашаем вас ознакомиться с предисловием.

 

2021 год.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие в Международном научно-методическом онлайн-семинаре «Теоретические и прикладные проблемы онтогенеза в современных социокультурных условиях», который состоится 17–18 июня 2021 года в Институте психологии БГПУ им. М. Танка.

Научно-образовательная лаборатория психологии познавательных процессов Института психологии БГПУ им. М. Танка этим семинаром открывает серию научных и научно-практических мероприятий, посвященных обсуждению философско-методологических и психолого-педагогических проблем развития учащихся в институциональных условиях современного образования.

Работа семинара будет проходить с 01 апреля 2021 г. по 18 июня 2021 г. на сайте БГПУ.

2020 год.

28 октября 2020 года на базе Института психологии прошел семинар-практикум «Case study как метод практико-ориентированной подготовки студентов педагогических специальностей в аудиторных условиях». Данное мероприятие было проведено в рамках постоянно действующего методического семинара БГПУ «Интенсивные образовательные технологии в подготовке педагогических кадров» под руководством проректора по учебной работе БГПУ А. В. Маковчика. Его организация и проведение были осуществлены сотрудниками научно-образовательной лаборатории психологии познавательных процессов Института психологии, коллектив которой под научным руководством А. А. Полонникова занимается разработками в области научно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования.

Видеозапись семинара.

Подробная информация о Семинаре здесь


Научно-исследовательская и экспериментально-педагогическая работа Научно-образовательной лаборатории психологии познавательных процессов. 2018-2025 гг.


 
Контакты

220114 Республика Беларусь, г. Минск,

ул. Ф.Скорины, 13, ауд. 207 (уч. корпус № 7)

телефон: (017) 369-98-73

e-mail: