КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 
Открытие Института психологии
 
 

 

 

 

 

События
Клевченя Михаил Семенович

(16.11.1929 – 16.02.2011)

Кандидат психологических наук, доцент.

Родился в деревне Денисковичи Ганцевического района Брестской области. В 1947 г. поступил на отделение логики, психологии и русского языка филологического факультета БГУ им. В.И. Ленина. На пятом курсе университета предпочтение было отдано психологии. Окончил БГУ в 1952 году.

Профессиональная карьера М.С. Клевчени началась в 1950 г. в республиканском Дворце пионеров в качестве руководителя литературного кружка для одаренных учащихся старших классов. С 1951 года работал учителем белорусского языка и литературы в школе рабочей молодёжи. После обучения в аспирантуре по психологии в пединституте им. А.М. Горького (1954 – 1957) был направлен на работу в Полоцкий пединститут, где преподавал психологию.

В 1959 г. М.С. Клевченя защитил кандидатскую диссертацию на тему «Опыт психологического исследования развития литературных знаний и связи их с жизненным опытом учащихся» (научный руководитель – Б.Г. Ананьев). С 1961 г. М.С. Клевченя работал на кафедре психологии в Минском пединститу­те им. А.М. Горького, ныне БГПУ им. Максима Танка. Творческие усилия М.С. Клевчени были направлены на формирование профессиональной компетентности, развитие личности учителя. Здесь в полной мере проявился его талант педагога. Его отличали высокая требовательность к студентам и вместе с тем уважительное отношение к ним. Михаил Семёнович щедро делился своими зна­ниями и идеями, всячески способствовал профессиональному росту студентов, магистрантов и аспирантов, радовался их успехам, стимулировал к достижениям. Всё это позволило М.С. Клевчене сформировать научное направление. Под его руководством выполнены и защищены восемь кандидатских диссертаций.

Область его научных интересов — психология мотивации учебной деятельности, психология профессиональной деятельности, связь психологии и литературы. Им была создана концепция развития у учащихся логически связной речи, разработаны критерии оценки уровня её развития.

М.С. Клевченя опубликовал 107 научных работ общим объёмом 146,4 п. л., из них на английском язы­ке — 2 и 24 работы на персидском (в переводе с английского на персидский язык). Наиболее важными можно считать «Индивидуальные особенности усвоения литературных знаний учащимися старших классов» (1970), «Горький об образном мышлении» (1971), «Анализ психологической готовности учащихся к педагогической деятельности учителя литературы» (1972), «Профессиональная направленность чтения лекций по психологии» (1972), «Формирование у школьников самостоятельного анализа произведений художественной литературы» (1974), «Обучение и умственное развитие школьников» (1980), «Психология педагогической деятельности учителя» (1980), «Теоретические и прикладные проблемы дифференцированного обучения» (1992). Под его редакцией изданы пять сборников работ по вопросам подготовки студентов к воспитательной работе с учащимися.

В 70-90-е годы XX в. М. С. Клевченя был в числе тех учёных, которые пред­ставляли интересы отечественной психологии в мировом сообществе. М.С. Клевченя участвовал в работе конференций экспертов в Париже, организованных ЮНЕСКО, по проблеме психолого-педагогических основ подготовки специалистов управления учебными заведениями, по вопросам оценивания знаний, умений и личностного роста учащихся и студентов (1974 г., 1978 г.), проходил стажировки в Великобритании (1974 г., 1996 г.). В 1974 г. читал лекции по вопросам педагогической психологии учителям и студентам педагогических институтов Чехословакии, в 1977 г. руководил производственно-ознакомительной практикой группы студентов в Польской народной республике. В период с 1979 г. по 1984 г. М. С. Клевченя работал в Кабульской педагогической академии, осуществлял подготовку психолого-педагогических кадров для университетов и лицеев. Подготовил 42 магистра психологии, пять афганских партнёров к самостоятельной работе, разработал четыре пособия по общей, возрастной и педагогической психологии и проблемному обучению в школе.

Михаил Семёнович умело совмещал преподавательскую деятельность с организаторской. В 70—80-х гг. XX в. выполнял обязанности заведующего лабораторией проблем высшего образования, заместителя председателя президиума Белорусского общества психологов, члена совета республиканского общества «Знание». При его активном участии проведены две общесоюзные и три республиканские конферен­ции по вопросам педагогики и психологии высшей школы.

М.С. Клевченя был разносторонним, талантливым, ярким человеком. Че­ловеком, глубоко преданным науке, подлинным учёным с широким кругозором, проявляющим живой интерес к различ­ным областям науки и жизни, к людям.

Публикации