ENG / BY

 

 

КОНТАКТЫ

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Экспериментальная и инновационная деятельность

Экспериментальный проект «Апробация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования»

Научный руководитель: Музыченко Алла Викторовна, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент

e-mail: muzychenko10@mail.ru

Сроки реализации инновационного проекта: 2020 – 2025 гг.

Цель экспериментальной деятельности: определение воспитательного потенциала и профилактической эффективности модели дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования, направленной на профилактику и коррекцию насилия среди обучающихся.

Задачи эксперимента как последовательные этапы в достижении цели:

  1. предварительный этап: уточнить программу эксперимента, организацию на экспериментальных площадках в учреждениях общего среднего образования, презентовать модель создания дружественной и поддерживающей среды, проинформировать о тенденциях и последствиях насилия и буллинга, познакомить с ролевым распределением участников эксперимента, согласовать программу проведения исследования ситуации насилия и буллинга в каждом учреждении общего среднего образования, являющимся экспериментальной площадкой;
  2. ориентационный этап, введение участников образовательного процесса в экспериментальную ситуацию: организовать изучение ситуации насилия и буллинга в каждом классе посредством психодиагностических методик, бесед, наблюдений; проинформировать о полученных результатах на собрании трудового коллектива и (избирательно) на родительском собрании; определить состав инициативной группы и плана взаимовыгодного сотрудничества; согласовать программу взаимодействия;
  3. этап подготовки участников экспериментальных команд школ: провести организаторами эксперимента (совместно с ментором и педагогом-психологом) семинары и тренинговые занятия для учителей и старшеклассников-волонтеров учреждения образования; провести классным руководителям классные часы по теме насилия в школьной среде;
  4. этап создания системы противодействия насилию в учреждениях образования: при участии ментора и педагога-психолога обучение членов трудового коллектива системе наблюдения, ведению почты доверия, распределению обязанностей в рабочих группах, включению проблематики системы защит от насилия в школьной среде в воспитательные задачи уроков; классным руководителям и педагогом-психологом  проведение курса из шести тематических занятий; реализовать составленный инициативными группами план мероприятий по обеспечению системы защиты обучающихся от насилия и буллинга (помощь в выявлении фактов насилия, участие в действенной поддержке обучающегося, находящегося в сложной жизненной ситуации,  привлечение (по необходимости) смежных специалистов и т.п.);
  5. этап создания внутришкольных систем дружественной и поддерживающей среды: установить взаимовыгодное сотрудничество и внутриинституциональную коммуникацию классов и педагогических работников с представителями местного сообщества по профилактике насилия в среде учреждения образования, развитию позитивной социальной направленности личности, создать открытую поддерживающую среду;
  6. этап мотивирования обучающихся к обращению за помощью: откорректировать систему правил по упреждению насилия в среде учреждения образования на основе анализа эффективности проводимой работы всеми участниками образовательного процесса; организовать сбор и анализ инициативными группами учреждений образования обращений за помощью в ситуациях потенциального и актуального насилия среди обучающихся;
  7. этап создания системы дифференцированной помощи обучающимся: обеспечить систему практических мер по оказанию помощи детям, ставшим жертвами жестокого обращения, а также детям, которые совершали насилие, для смягчения негативных последствий насильственного поведения и развития позитивной социальной направленности личности; проанализировать систему экспериментальной работы субъектов образовательного процесса; проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место, оценить эффективность реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;

8) этап обеспечения психологической безопасности в учреждениях образования: проанализировать необходимые условия трансформации учреждения образования в психологически безопасное место и дать оценку эффективности реализации мер по предупреждению в нем насилия, развитию позитивной направленности личности во взаимодействии; обобщить информацию о динамике диагностических показателей;

9) этап разработки методических рекомендаций: определить перспективы развития модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования; подготовить научно-методические рекомендации по реализации модели создания поддерживающей дружественной среды в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. Создать корпус научно-методических документов как условия распространения экспериментального опыта в школах Беларуси.

Сквозные задачи экспериментальной деятельности:

анализ динамики ежегодных показателей насилия и буллинга в экспериментальных учреждениях общего среднего образования и контрольных группах, измерение уровня сформированности ценностного отношения к другому человеку, определение качественного состояния дружеских отношений обучающихся, учет инициатив субъектов образовательной среды, взаимодействий с представителями местных сообществ;

анализ организационного и психолого-педагогического опыта экспериментального обеспечения: оценка эффективности используемых методик, технологий (управленческих и психолого-педагогических), рефлексии деятельности педагогических работников, их методических разработок по профилактике насилия и буллинга, формированию ценностного отношения к другому человеку, развитию дружеских отношений обучающихся;

– анализ продуктов деятельности экспериментальных групп: качественно-количественный анализ ценностей и правил в каждом классе, действий на основе согласованных правил и ориентации на восстановление ценности другого (на основе дневников педагогических работников, рефлексии их деятельности, бесед с обучающимися и их мини-сочинений);

сопоставление результатов ежегодного психодиагностического обследования обучающихся с применением методик изучения насилия и буллинга, межличностных отношений в классе, уровня академической успеваемости, черт личности и нравственного развития;

выявление региональной социокультурной специфики и мониторинг ее динамики в отношении проявлений насилия и буллинга, в ценностном отношении к другому человеку, развитии дружеских отношений обучающихся;

выявление особенностей в проявлениях насилия и буллинга, а также сравнительный анализ данных о ценностном отношении к другому человеку, развитии дружеских отношений обучающихся в учреждениях с кадетскими классами и других экспериментальных группах;

– анализ типичных трудностей в реализации модели создания поддерживающей дружественной среды: качественно-количественный анализ типичных трудностей в реализации модели у субъектов образовательного процесса, включая менторов и педагогов-психологов; анализ частных случаев и эффективности оказанной поддержки агрессорам и жертвам насилия.

Программа адаптации модели дружественной и поддерживающей среды, разработанной в Институте психологии БГПУ, к условиям учреждений общего среднего образования Республики Беларусь конкретизируется в следующих задачах:

образовательная задача: осознание остроты и значимости проблемы насилия в учреждении образования, негативных последствий насилия для жизнедеятельности его субъектов;

воспитательная задача: формирование у субъектов образования ценностных ориентаций в межличностном взаимодействии, базирующихся на уважении достоинства, свободы и прав другого человека (ориентиром выступает ценностное отношение к Другому);

развивающая задача: развитие способности к ретрансляции в образовании и за его пределами ряда ключевых ненасильственных установок (интерес к личности Другого, эмпатия, рефлексивность), а также социальных навыков дружественного взаимодействия и партнерства в межличностных отношениях (умение договариваться, конструктивно разрешать конфликты).

Шаги реализации программы на 2020-2025 уч.годы

  • Шаг 1. Информирование участников образовательного процесса о проблеме насилия.
  • Шаг 2. Определение элементов защиты личности обучающегося.
  • Шаг 3. Создание системы защиты личности обучающегося в учреждении образования.
  • Шаг 4. Расширение возможностей поддерживающей среды.
  • Шаг 5. Мотивирование обучающихся к обращению за помощью.
  • Шаг 6. Создание системы дифференцированной помощи обучающимся.
  • Шаг 7. Обеспечение психологической безопасности в учреждении образования.

 

Базы экспериментальной деятельности

  1. ГУО «Гимназия № 4 г. Минска» Фрунзенского района
  2. ГУО «Средняя школа № 125 г. Минска» Фрунзенского района
  3. ГУО «Гимназия № 14 г. Минска» Заводского района
  4. ГУО «Гимназия № 146 г. Минска» Московского района
  5. ГУО «Средняя школа № 9 г. Минска» Московского района
  6. ГУО «Средняя школа № 66 г. Минска» Советского района
  7. ГУО «Средняя школа № 70 г. Минска Л.Н. Гуртьева» Первомайского района
  8. ГУО «Средняя школа № 84 г. Минска» Первомайского района
  9. ГУО «Средняя школа № 45 г. Минска» Первомайского района ГУО «Средняя школа № 45 г. Минска» Первомайского района
  10. ГУО «Средняя школа № 197 г. Минска» Первомайского района
  11. ГУО «Боровлянская средняя школа №2» Минского района Минской области
  12. ГУО «Средняя школа № 1 г. Любани Минской области
  13. ГУО «Средняя школа № 2 г. Солигорска» Минской области
  14. ГУО «Порослянская средняя школа» Пружанского района Брестской области
  15. ГУО «Средняя школа № 3 г. Иваново» Брестской области
  16. ГУО «Средняя школа № 16 г. Барановичи» Брестской области
  17. ГУО «Средняя школа № 1 г. Пружаны имени Краснознамённого белорусского военного округа» Брестской области
  18. ГУО «Средняя школа № 72 г. Гомеля»
  19. ГУО «Средняя школа № 3 г. Гомеля имени Д.Н. Пенязькова»
  20. ГУО «Гомельское кадетское училище»
  21. ГУО «Озерщинская средняя школа №1» Речицкого района Гомельской области
  22. ГУО «Средняя школа № 14 г. Мозыря» Гомельской области
  23. ГУО «Средняя школа № 35 имени Н.А. Волкова г. Гродно»
  24. ГУО «Средняя школа № 4 г. Лиды» Гродненской области
  25. ГУО «Средняя школа № 8 г. Волковыска с польским языком обучения» Гродненской области
  26. ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска имени Ж.И.Алфёрова»
  27. ГУО «Средняя школа № 18 г. Могилёва»
  28. ГУО «Средняя школа № 1 г. Горки» Могилёвской области
  29. ГУО «Техтинская средняя школа Белыничского района» Могилёвской области
  30. ГУО «Черневская средняя школа» Могилёвской области
  31. ГУО «Средняя школа № 14 имени Е.М. Фомина г. Бреста»
  32. ГУО «Средняя школа № 2 г. Жабинки» Брестской области
  33. ГУО «Средняя школа № 2 г. Каменца» Брестской области
  34. ГУО «Средняя школа № 6 г. Кобрина» Брестской области
  35. ГУО «Средняя школа № 3 г. Пружаны» Брестской области
  36. ГУО «Средняя школа №44 имени Н.А. Лебедева г. Гомеля»
  37. ГУО «Лоевская районная гимназия» Гомельской области
  38. ГУО «Средняя школа № 6 имени С.В. Сыча г. Речицы» Гомельской области
  39. ГУО «Средняя школа № 4 г. Светлогорска» Гомельской области
  40. ГУО «Гимназия № 8 г. Жлобина» Гомельской области
  41. ГУО «Средняя школа № 12 г. Гомеля»
  42. ГУО «Гимназия № 14 г. Гомеля»
  43. ГУО «Гимназия № 3 г. Витебска»

 Ожидаемые результаты:

в теоретическом плане

а) психолого-педагогическая концептуализация феномена насилия в школьной среде в условиях современной социокультурной ситуации Республики Беларусь;

б) создание структурно-функциональной модели адаптации модели дружественной и поддерживающей среды к условиям деятельности учреждений общего среднего образования;

в) разработка методологии, модификация и адаптация методик предупреждения и коррекции условий возникновения насилия среди обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

в практическом плане:

– создание системы мониторинга ситуации насилия среди обучающихся в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;

– подготовка группы специалистов (педагогов-психологов, педагогов социальных и других педагогических работников), компетентных в области изучения, профилактики и коррекции проявлений насилия среди обучающихся, а также создания дружественной поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования;

– разработка корпуса научно-методической и нормативной документации (регулирующей взаимодействие с учреждения общего среднего образования с местным сообществом) по работе с ситуациями насилия среди обучающихся для организаторов деятельности в области изучения, профилактики и коррекции проявлений насилия, а также создания дружественной поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь.

Методическое сопровождение экспериментального проекта «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» осуществляется при поддержке Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь