ENG / BY

 

КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

Открытие Института психологии

 

 

 
 
 

 

События

Международный вебинар «Психология семейных отношений в обучении и просвещении» - итоги

2018-11-19

15 ноября 2018 г. в сотрудничестве кафедры психологии образования и кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ был организован и проведен вебинар, который реализовал возможности обсуждения нескольких проблемных полей III международной научно-практической конференции «Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования» при удаленном доступе участников, а также позволил расширить аудиторию слушателей: к он-лайн взаимодействию подключились коллеги из г. Смоленска и г. Борисова. В форме вебинара состоялось заседание секции № 2 «Психология семейных отношений в обучении и просвещении».

Ведущий вебинара – Наталия Леонидовна Пузыревич, заведующий кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент, представила участников, отметила цель и задачи предстоящей работы. В центре внимания данной секции был поиск точек соприкосновения потенциала семьи и учреждений образования для формирования всесторонне развитой личности, а также укрепление престижа и роли семьи в современном обществе.

Первым участником, представившим доклад «Родительские послания и сепарационный процесс в семье» для обсуждения в рамках данной секции, стала Слепкова Валентина Ивановна, руководитель научно-педагогической школы Республики Беларусь по психологии семьи, доцент кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ (г. Минск), кандидат психологических наук, доцент. В своем выступлении Валентина Ивановна отметила важность учета родительских посланий, их влияние на жизненный путь каждого человека, независимо от его возраста. Представила вниманию участников секции метафорические ассоциативные карты «Правда, тебе говорили, что…?», созданные в 2015 году Ицхаком Шмулевичем и Мор Марией Шифони, включающие 101 карту с высказываниями и иллюстрирующими их фотографиями и 4 карты с картинками, но без конкретной фразы. Данный инструмент используется в работе с родительскими посланиями, позволяет эффективно и точно определять их позитивные и негативные последствия и, по мнению Валентины Ивановны, позволяет обнаруживать ресурсы рода, о которых человек на протяжении долгих лет даже не догадывался. По результатам обсуждения доклада В.И. Слепковой у большинства участников секции возник интерес к продолжению постижения сущности проблемы родительских посланий в формате групповой работы в рамках обучающей программы под руководством Валентины Ивановны.

Доклад Лупекиной Елены Александровны, доцента кафедры психологии ГГУ (г. Гомель), кандидата психологических наук, доцента под названием «Приемный родитель – профессия неравнодушных» вызвал немало вопросов и комментариев в процессе обсуждения, которые позволили прояснить алгоритм замещающего родительства в нашей стране, а также проанализировать трудности и возможности приемных и усыновленных детей при попадании их в замещающие семьи. Немало вопросов Елене Александровне были заданы он-лайн от участников из Российской Федерации (г. Смоленск, г. Ярославль) и Республики Беларусь (г. Пинск): 1) Есть ли отличие психологического портрета приемных родителей и родителей-усыновителей? 2) Следует ли брать ребенка на воспитание из детского дома? 3) По какой программе осуществляется работа с кандидатами в приемные родители и родители-усыновители? Также обсуждался один из самых актуальных вопросов: следует ли раскрывать ребенку тайну его усыновления для того, чтобы он впоследствии мог дифференцировать родительские послания, которыми будет руководствоваться в своей взрослой жизни?

Ма Дзэцуу, магистрант Института психологии БГПУ (г. Минск) представила для обсуждения доклад «Представление о себе во времени у китайских старших дошкольников», написанный под научным руководством Белановской Ольги Викторовны, доцента кафедры психологии образования Института психологии БГПУ (г. Минск), кандидата психологических наук, доцента. Автор доклада отметила, что представленная информация может быть полезна китайским и белорусским семьям, которые приезжают для проживания или временного пребывания из Республики Беларусь в Китай или из Китая в Республику Беларусь. Подчеркнула, что проблема дошкольного возраста особенно актуальна, так как именно на данном возрастном этапе происходит процесс формирования человека, которому предстоит обучаться и создавать свою семью. Поэтому от пристального внимания и своевременного разрешения возможных проблем, возникающих на данном возрастном этапе, зависит психологическое благополучие не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.

Доклад «Привлечение семьи к профилактике употребления ПАВ», который представила Хриптович Виктория Александровна, профессор кафедры психологии и педагогического мастерства РИВШ (г. Минск), кандидат психологических наук, доцент, создал предпосылки для замечательной дискуссии с участием присутствующих участников и участников, принимающих дистанционное участие в работе секции. Ключевым стал вопрос о пользе / вреде выделения определенных подростков в группу риска.

В завершении работы секции состоялось обсуждение доклада Михалькевич Марии Игоревны, студентки Института психологии БГПУ, научным руководителем которой является Гонта Анастасия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и семейной психологии БГПУ (г. Минск). Доклад «Психологическая помощь матерям в принятии «особенного» ребенка» показал интересные данные о психологическом состоянии матерей «особенных» детей, однако немаловажное значение, по мнению участников секции, целесообразно уделять и анализу психологического состояния отца, анализу семьи как системы.

Подводя итог работы, ведущий вебинара Наталия Леонидовна Пузыревич отметила, что все представленные доклады позволили с разных сторон представить проблемы современной семьи в контексте психологии образования, постигать основы которого человек продолжает на протяжении всего жизненного пути. Было принято решение о продолжении научных дискуссиий по данной проблеме в рамках последующих научных мероприятий Института психологии БГПУ, одним из которых станет запланированная на 3-4 мая 2019 года IV международная научно-практическая конференция «Психология и жизнь: актуальные проблемы кризисной психологии».

Вторая половина дня работы секции была посвящена работе мастер-классов. Мастер-класс  «Организация и проведение повышения квалификации специалистов в области перинатальной психологии» провел Добряков Игорь Валериевич, доцент НМИЦ ПН (г. Санкт-Петербург), кандидат медицинских наук. Перед участниками мастер-класса раскрылись широкие аспекты прикладного применения перинатальной психологии: от момента зачатия, работы с женщиной, ждущей ребенка, до взаимодействия в диаде «мать – дитя». Выявлены возможности раннего предупреждения депрессии женщин после родов. Перинатальный психолог востребован в женских консультациях, в центрах по работе с семьей, так как в фокусе его внимания не только переживания женщины, но и взаимодействие с ребенком, супружеские отношения, семья в целом. Посетившие мастер-класс повысили свою компетентность в планировании психологического просвещения по проблематике перинатальной психологии, разработке содержания просвещения, расширили спектр исследовательских гипотез.

Ведущей мастер-класса «Применение инструментария визуально-нарративного подхода при нормализации психологического состояния личности в кризисных ситуациях» Шебановой Виталии Игоревне, профессору кафедры практической психологии ХДУ (г. Херсон), доктору психологических наук, доценту удалось всех участников включить в интерактивное взаимодействие при использовании дидактического синквейна. На собственном опыте участники смогли оценить возможности методики  в расширении ресурсов человека, ее проективную диагностическую и терапевтическую эффективность в решении ряда проблем. Приобрели необходимую ориентировку в применении методики для работы с подростками.

Третий мастер-класс в рамках секции был посвящен теме «Воспитательная инженерия». Ведущая мастер-класса Шнейдер Лидия Бернгардовна, заведующий кафедрой специальной психологии Института психологии РГГУ (г. Москва), доктор психологических наук, профессор, на иллюстративных примерах продемонстрировала следствия директивного и демократического стилей воспитания. Участники на собственном опыте в интерактивном взаимодействии смогли осознать переживания в ситуации запугивания, принуждения, осмыслить задачу принятия ответственности в воспитании. Полученный опыт оказался полезен для разработки семинаров-практикумов в работе с педагогами, родителями.