Межкафедральный научно-методический семинар - актуальная форма научной дискуссии
11 декабря 2018 года на базе БГПУ состоялся межкафедральный научно-методический семинар «Стигматизация в группе учреждения дошкольного образования: социально-психологические предпосылки, возможности коррекции и профилактики» (с республиканским и международным участием).
Семинар был организован кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии и кафедрой общей и детской психологии факультета дошкольного образования БГПУ с целью повышения качества обсуждения материалов диссертационных исследований, а также формирования профессиональных компетенций преподавателей, аспирантов и магистрантов в области организации и описания результатов НИР.
В качестве приглашенных гостей в семинаре приняли участие: профессор кафедры семейной и социальной психологии Института психологии БГПУ, доктор психологических наук Л.А. Пергаменщик, доцент кафедры общей психологии и педагогики психолого-социального факультета ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова (г. Москва, Российская Федерация), кандидат психологических наук Н.П. Радчикова, старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ Е.А. Левитто, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин БарГУ С.А. Мартыненко, профессорско-преподавательский состав кафедр, аспиранты и магистранты.
На семинаре с докладом выступила преподаватель кафедры психологии образования Н.В. Козырева, которая представила результаты теоретического и эмпирического исследования феномена «стигматизация»: провела анализ случаев стигматизации в группе детского сада и указала отличия позиционных ролей («стигматизирующих», «наблюдающих» и «стигматизированных»). Особое внимание докладчик уделила оценке роли воспитателя в ситуации стигматизации ребенка, значению профилактической работы по снижению агрессивности у детей. Доцент РНИМУ Н.П.Радчикова в своем выступлении отметила значимость выявления социально-психологических условий, которые определяют возникновение стигматизации у детей в группе учреждения дошкольного образования.
Профессор Л.А. Пергаменщик, отмечая несомненную актуальность и социальную значимость исследования, необходимость понимания индивидуально-психических свойств ребенка, его личностных качеств, психофизиологических особенностей, подчеркнул значение качественного анализа каждого случая стигматизации.
Заведующий кафедрой М.Ф. Бакунович в своем выступлении обратила внимание на целесообразность системного подхода к определению социально-психологических условий, обусловливающих возникновение стигматизации у детей в группе учреждения дошкольного образования, в частности, указала на важность учета роли родителей в динамике и результатах процесса стигматизации детей.
Заведующий кафедрой О.В. Леганькова проанализировала представленные к обсуждению материалы с точки зрения полноты отражения исследуемого феномена, в контексте традиционной проблематики социальной психологии детства, в частности, детской субкультуры. Ольга Викторовна обратила внимание присутствующих на необходимость более глубокого анализа процессов социализации современного ребенка в период детства.
Все присутствующие имели возможность задать вопросы выступающим и участвовать в обсуждении темы. Опыт проведения межкафедрального научно-методического семинара показал его эффективность для всех участников с точки зрения знакомства с актуальными направлениями научных исследований, формирования навыков организации и описания результатов НИР, реализации междисциплинарного взаимодействия и участия в научной дискуссии.