Научно-образовательная лаборатория психологии познавательных процессов: семинар «Психологическое образование. Нужны ли изменения?»
25 мая 2018 года Научно-образовательная лаборатория психологии познавательных процессов провела первую встречу в рамках разработческого семинара преподавателей, аспирантов и магистрантов Института психологии.
Целью сотрудничества его участников в текущем семестре является ситуационный анализ, исследование характера продуктивности реализуемых университетом образовательных практик и форм. Состоявшееся на семинаре коллективное исследование было инспирировано вопросом – «Как возможны изменения в (психологическом) образовании сегодня?». Понятно, что уже сам вопрос о необходимости образовательных изменений запускает «механизм солидарности» разработчиков в оценке существующего положения дел. Однако эта солидарность диктуется скорее социальной эмоцией неудовлетворенности, предмет которой, как правило, или растворен в повседневной университетской событийности, или полу-хаотично собран в пространстве случаев и их ретроспективных осмыслений. В этой связи одной из ключевых задач семинара стали преодоление уровня демонстративных, «быстрых» актов согласия и переход к практике скрупулезного и детализированного наблюдения за тем, что сейчас происходит в учебном процессе.
Работа первого семинара была сконцентрирована на анализе одной из ключевых событийных форм современного образовательного процесса – экзамене. (В данном конкретном случае – государственного экзамена по специальности «Педагогическая психология»).
Коллективное исследование на семинаре подчинялось принципу «дискурсивного равноправия» его участников. Технически это выражалось в отказе от центрации управления дискуссией и передаче организационной и регулирующей функций инициативным и парадоксальным аналитическим высказываниям. Содержательный план работы состоял в анализе стенограммы ответа студента на вопрос экзаменационного билета и последующего взаимодействия студента с экзаменаторами. В ходе этой работы коллективный анализ распался на два плана: первый – оценочно-обобщающие наблюдения за содержанием ответа студента, которые постулировали фигуру «слабого студента», заражающего своей «слабостью» «сильного преподавателя». Второй план аналитической работы участников опирался на технику «медленного чтения» стенографической записи экзамена с целью коммуникативной, риторической и праксеологической «реставрации» речевых позиций студента и его экзаменаторов, совместно конструирующих событие экзамена. С этой точки зрения участники экзамена находились одновременно в поле действия двух символических процессах: учебной конкуренции и социального договора. Различение нескольких планов «прочтения» события экзамена позволило не только «притормозить» развитие конформных солидаризующих процессов в дискуссии, но и обнаружить ряд новых проблем, связанных с организацией учебного процесса в Институте психологии, наметить конкретные пути в направлении их решения.
Вторая сессия семинара запланирована на 8 июня 2018 года и будет связана с анализом рецепции преподавателями экзаменационной формы образовательного взаимодействия.
Информация и запись на семинар по email – ndk2000@mail.ru (Наталья Дмитриевна Корчалова, заведующая Научно-образовательной лабораторией психологии познавательных процессов Института психологии БГПУ имени Максима Танка).