Участие Института психологии БГПУ в Международной научно-практической конференции «Агрессия и насилие как явления современного общества»
22 декабря 2018 года в рамках Международной научно-практической конференции «Агрессия и насилие как явления современного общества», состоялся вебинар «Агрессия и насилие». К пленарному заседанию конференции с вебинаром подключился Институт психологии БГПУ.
Конференция организована ФГБОУВО «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в городе Курске. Официальные партнеры мероприятия – Департамент опеки и попечительства, семейной и демографической политики Курской области; Управление по делам семьи, демографической политике, охране материнства и детства города Курска; Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Курской области; Комитет социального обеспечения Курской области; Комитет образования и науки Курской области; Комитет здравоохранения Курской области; Курский институт развития образования, Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета (Беларусь, г. Минск). Открыл конференцию Виктор Анатольевич Лазаренко, ректор КГМУ, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор; с приветственным словом выступили
Елена Александровна Тимофеева, начальник управления по делам семьи, демографической политике охране материнства и детства города Курска, и
Сергей Валерьевич Ступаков, старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму, обозначив актуальность и своевременность обсуждения проблематики агрессии и насилия.
Цель вебинара, подготовленного кафедрой психологии образования, состояла в актуализации задач обеспечения безопасной и поддерживающей среды в школах, объединения усилий специалистов образования в сотрудничестве. Вебинар проходил по одному из направлений конференции «Технологические подходы к работе с агрессией и насилием». К вебинару подключились преподаватели, студенты, аспиранты Института психологии БГПУ, а также специалисты-психологи, работающие с агрессией и насилием.
С приветственным словом к организаторам и участникам конференции обратилась заведующий кафедрой психологии образования, кандидат психологических наук, доцент Алла Викторовна Музыченко. Высказала слова благодарности кандидату психологических наук, доценту Елене Павловне Непочатых за приглашение и предложение сотрудничества, на которые не могли не откликнуться, поскольку актуальным и интересным является проблемное поле конференции и развитие разнообразных форм научно-методического сотрудничества по разрабатываемому проекту создания дружественной и поддерживающей среды в школах.
Предваряя презентацию и доклад «Адаптация хорватской модели «Безопасная и поддерживающая среда в школах» для условий Беларуси», Музыченко Алла Викторовна отметила, что к проблематике ее выступления сопричастны коллеги – директор Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент Дмитрий Григорьевич Дьяков; заведующий лабораторией клинической психологии и психологического консультирования Ольга Викторовна Матюхова и другие, выполняющие научно-исследовательскую работу по адаптации хорватской модели при поддержке Представительства Детского фонда Организации Объединённых наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. Проведение данного мероприятия соответствует национальным интересам, в частности Национальному плану действий по улучшению положений детей и охране их прав на 2017-2021 годы.
Музыченко А.В. отметила, что выбор хорватской модели для внедрения был обоснован ее преимуществом, отмеченным в сравнительных исследованиях эффективности профилактических программ по созданию безопасной и поддерживающей школьной среды. Отражая специфику предваряющих исследований, выделила сильные стороны хорватской программы «Безопасная и поддерживающая среда в школах», автором которой является профессор психологии Ясенка Преград (Jasenka Pregrad), отметила логику построения поэтапной целостной скоординированной работы всех субъектов образовательного процесса, включая обслуживающий персонал. Задачи белорусского проекта состоят: в анализе теоретических оснований зарубежных, российских, отечественных моделей безопасных школьных сред; выделении специфики сложившейся системы защит и психолого-педагогического сопровождения личности в школах; изучении особенности школьных сред и готовности специалистов образования к сотрудничеству в данном направлении, посредством привлечения экспертов разного уровня в соответствии с принципами адаптации для внедряемых моделей и принципами социального проектирования. Ожидаемым результатом выступает построение научно обоснованной, отчасти технологизированной, системы психолого-педагогического сопровождения личности при создании дружественной и поддерживающей среды в школах.
Широкий контекст эволюционного подхода позволил задуматься над упреждением проблемы психопатизации и невротизации личности.
При сравнении акцентов в системе построения школьных сред можно выделить: в хорватской модели диагностическими и оценочными критериями выступают поведение и активности субъектов образовательного процесса; в российской модели психологически безопасной среды в центре внимания находится психологическое здоровье личности, ее переживания, в диагностических критериях преобладает показатель психологического благополучия; белорусскую модель традиционно отличает фокус внимания на межличностных отношениях и задачах эффективного педагогического взаимодействия.
Стремясь обеспечить представленность всех типов данных в оценке психологической безопасности школьной среды, учесть продуктивные наработки школьной медиации в разрешении конфликтов, координирующей роли ментора как проводника идей, решаем задачу интеграции зарубежного и отечественного опыта.
На период пока статус ментора в системе учреждений образования не утвержден Институт психологии БГПУ при поддержке Представительства Детского фонда Организации Объединённых наций (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь осуществляет разработку экспериментальной образовательной краткосрочной программы для подготовки менторов как проводников идеи создания безопасной и поддерживающей среды в школах, формируя сообщество заинтересованных в реализации программы лиц. Долгосрочной перспективой является разработка образовательного стандарта магистратуры «Практическая психология образования» со включением задач психологической экспертизы образовательных сред.
Участники вебинара с интересом обсуждали поднятые проблемы в докладах пленарного заседания: «Детерминанты общества, способствующие повышению агрессии и проявлению насилия» (докладчик: Татьяна Алексеевна Шульгина, проректор по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, заведующий кафедрой социальной работы, кандидат психологических наук, доцент (Россия, Курск)); «Подмена понятий и насилие в пространстве Церкви как богословская, пастырская и психологическая проблема» (Докладчик: протоиерей Тигрий, помощник ректора Курской епархии по научной работе, руководитель миссионерского отдела Курской епархии (Россия, Курск)); «Социальный стресс в жизни нерожденного ребенка» (Докладчик: Марина Григорьевна Газазян, профессор кафедры акушерства и гинекологии, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, (Россия, Курск)); «Защита прав несовершеннолетних: профилактика семейного и детского неблагополучия, предотвращение бытового насилия детей» (Докладчик: Светлана Анатольевна Титова, начальник отдела организации деятельности по опеке и попечительству департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области (Россия, Курск)). Обсуждение социокультурных, исторических, психолого-педагогических, юридических, медицинских контекстов проблемы расширило понимание глобальности проблемы агрессии и насилия в современном обществе, необходимости объединения усилий в ее исследовании и сотрудничества специалистов разных профессиональных сфер в разработке профилактических мер.
Администрация Института психологии БГПУ, преподаватели и студенты выражают благодарность: руководству ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России, организационному комитету конференции за предоставленную возможность подключения в онлайн-режиме к пленарному заседанию, позволившему многоаспектно рассмотреть проблемы агрессии и насилия; Татьяне Алексеевне Шульгиной, проректору по воспитательной работе, социальному развитию и связям с общественностью, заведующему кафедрой социальной работы КГМУ, доценту, кандидату психологических наук, за предоставленные перспективы сотрудничества.