Участие Института психологии БГПУ во Всероссийской студенческой научно-методической конференции «Актуальные проблемы образования в период детства»
Участие Института психологии БГПУ во Всероссийской студенческой научно-методической конференции «Актуальные проблемы образования в период детства»
26 апреля 2018 года в рамках Всероссийской студенческой научно-методической конференции с международным участием «Актуальные проблемы образования в период детства» состоялся вебинар «Психологическое сопровождение самоопределения студентов-психологов». К участию в вебинаре подключился и Институт психологии БГПУ.
Конференция организована факультетом психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в городе Нижний Тагил. Цель вебинара, подготовленного кафедрой психологии образования, состояла в активизации субъектности студентов в самоопределении и саморазвитии. Вебинар проходил по одному из направлений конференции «Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования как условие повышения качества образования».
С приветственным словом к организаторам и участникам конференции обратилась заведующий кафедрой психологии образования, кандидат психологических наук, доцент Музыченко Алла Викторовна. Высказала слова благодарности кандидату педагогических наук, доценту Скоробогатовой Юлии Валерьевне, на предложения сотрудничества которой не могли не откликнуться, поскольку актуальным и интересным является проблемное поле конференции и развитие разнообразных форм научно-методического сотрудничества.
Предваряя презентацию и доклад «Психологическое сопровождение самоопределения студентов-психологов», Музыченко Алла Викторовна отметила, что к проблематике ее выступления сопричастны коллеги и студенты, поскольку их исследования, размышления и обобщения способствуют выстраиванию, обновлению и совершенствованию системы психологического сопровождения в вузе, в Институте психологии БГПУ в частности. Отметила область своих научных интересов – становление и развитие профессионального самосознания будущего психолога. Рассказала, что изучением самоидентичности личности занимается директор Института психологии БГПУ Дьяков Дмитрий Григорьевич; вопросами профессиональной направленности личности– заместитель директора по научной работе Полещук Юлия Викторовна. На кафедре психологии образования организована студенческая научно-исследовательская лаборатория «Психология профессионального самоопределения» под руководством доцента Покровской Светланы Евгеньевны, одним из филиалов кафедры является средняя школа, в которой педагог-психолог высшей категории имеет дополнительную квалификацию «Профориентолог». Пригласила познакомиться с исследованиями преподавателей и работами студентов в Репозитории БГПУ.
Музыченко А.В. отметила, что по заявленной проблеме психологического сопровождения самоопределения студентов-психологов сделано много, однако это лишь начало пути построения научно обоснованной, отчасти технологизированной, системы психологического сопровождения. В докладе выделила некоторые тезисы этой большой проблемы. Готовность к самоопределению вызревает, формируется с личностной зрелостью. Интерес представляют взаимовлияния профессионального, личностного и жизненного самоопределения. Предметом психолого-педагогических профессий выступает не только человек, но и саморазвитие, в котором таится диалектическое противоречие активности в реализации субъектности и неудовлетворенности имеющимся состоянием дел. Определенной проблемой является и «универсальность» психолого-педагогической подготовки, составляющая привлекательность выбора образования вне связи с конкретными задачами профессиональной деятельности, как «кое-что для себя».
В целостной системе психологического сопровождения самоопределения будущего психолога нельзя оставить без внимания этап «выращивания» абитуриента, этап допрофильной и профильной подготовки. Продуктивным является использование развивающей психодиагностики в помощь самоопределению, экспериментирование и активизирующие профориентационные методики в реализации профессиональных проб. Эти задачи стремятся решать и созданная Школа юного психолога при Институте психологии БГПУ, и организуемые институтом профориентационные мероприятия. На этапе вузовского образования акцент смещается на самоопределение в учебно-профессиональной деятельности, причем учитывая различия учебной и профессиональной деятельности в сопровождении студента. Основная задача состоит в развитии субъектности студента. В фокусе внимания проявления активности студентов в создаваемых условиях, так факультатив «Волонтерская практика» позволяет первокурсникам проявить свои инициативы, включиться в деятельность, запланировав желаемый результат. На этапе собственно профессиональной деятельности важно развивать систему контактов и поддержки выпускников, получать обратную связь о типичных затруднениях деятельности, исследовать новую социокультурную ситуацию. На всех этапах используется принцип соотношения «хочу – могу – надо».
Особое значение придается развитию учебного сотрудничества, взаимодействия студентов, а также студентов и преподавателей. Иллюстрацией тому является традиционный ежегодный конкурс «Студент – психолог года», сценарий которого разрабатывается совместно студентами выпускного курса под руководством преподавателей кафедры.
Рассматривая сопровождение как создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития личности вслед за М.Р. Битяновой, принимая во внимание компетентностно ориентированный подход, необходимо конкретизировать последовательные задачи психологического сопровождения. В современной социокультурной ситуации психологическое сопровождение интегрирует в себя или координирует тьюторство, предлагаемые образовательные услуги, расширяя организационно-координационную деятельность непосредственного и опосредованного психологического сопровождения.
Музыченко А.В. раскрыла используемые в психологическом сопровождении самоопределения студентов-психологов модели межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, стилей их межличностного общения, обуславливающие личностное развитие.
Отмечено, что недоминантнось и ценностное отношение к другому, принятие личности задают необходимый для развития и самореализации стиль педагогического взаимодействия.
Со стороны Российского государственного профессионально-педагогического университета (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)) были получены: сертификат участника и благодарственное письмо заведующему кафедрой психологии образования Музыченко А.В. за эффективное сотрудничество с факультетом психолого-педагогического образования по подготовке будущих педагогов, а также сертификаты участников студентам Ефименко А.А., Касачу С.С., подготовившим публикации под научным руководством Корзун С.А., старшего преподавателя кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии БГПУ.