Контакты:


 


220114, г. Минск,

ул. Ф. Скорины, 13

Институт психологии, 7 корпус

Учебно-организационный отдел:

дневная форма получения образования

тел. 369-88-96, каб. 31 (3 этаж)

заочная форма получения образования

тел. 237-09-58, каб. 36 (3 этаж)

E-mail: fpsy@bspu.by

Веб-сайт: https://ipsy.bspu.by

Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube


              Открытие

     Института психологии


 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

События

В Институте психологии БГПУ состоялся Республиканский научно-методический веб-семинар «Событийность в развитии духовности личности»

2018-04-19

19 апреля 2018 года состоялся Республиканский научно-методический веб-семинар «Событийность в развитии духовности личности», с обсуждением научно-методических вопросов в рамках проблематики «Психология религии и духовности в подготовке психолога системы образования».

Ежегодно кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ организуются встречи преподавателей психологии, специалистов-смежников душеведческой направленности и ученых. Ранее анализировались специфика междисциплинарных планов рассмотрения духовности, отношение к религии в контексте психологической культуры, определялись компетенции будущего психолога в работе с семьей и др.

Открывая семинар, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Алла Викторовна Музыченко представила участников: Илью Владимировича Егорова, доцента Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», кандидата психологических наук, доцента; Евгения Леонтьевича Малиновского, доцента кафедры психологии образования Института психологии БГПУ, кандидата психологических наук, доцента; Георгия Васильевича Лосика, профессора кафедры общей и организационной психологии Института психологии БГПУ, доктора психологических наук; протоиерея Александра Шимбалёва, заместителя председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по взаимодействию Церкви и общества, старшего преподавателя кафедры физики БГПУ; Елену Григорьевну Богдан, доцента кафедры психологии развития БрГУ им. А.С. Пушкина, кандидата психологических наук, доцента; Екатерину Кузьминичну Агеенкову, доцента кафедры клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ, кандидата психологических наук, доцента; Михаила Жикина, студента 4 курса Института психологии БГПУ. Выразила сожаление невозможности технического обеспечение связи у нескольких ранее заявленных участников и необходимости оперативного изменения программы веб-семинара.

Музыченко А.В. отметила, что цель веб-семинара состоит в анализе понимания духовности в разных контекстах событийности.

 В ходе обсуждения предложила задуматься над следующими вопросами: каковы возможности самотворчества личности во Встрече с Другим; является ли самобытность личности условием возникновения событийности; каковы причины отсутствия самобытности; каковы возможности проектирования событийности в образовательном процессе.

Фокусируя внимание на задачах образования, привела в качестве эпиграфа слова доктора психологических наук, профессора В.И.Слободчикова: «Образование – это не услуга, это дар одного поколения другому». Во избежание разночтений уточнила понимание духовности как высшиго уровня развития и саморегуляции зрелой личности; как меру свободы и ответственности; как ориентацию на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных ценностей. Обращаясь к основам психологической антропологии, отметила значимые понятия и категории проявления человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум; охарактеризовала со-бытие как объект и источник развития субъективной реальности, сделав акцент на развитии уровней и форм рефлексии в онтогенезе.

Доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ Илья Владимирович Егоров представил презентацию и доклад на тему «Идеалы и события в мировосприятии студентов религиозных и светских вузов». На материале эмпирических исследований в рамках поддержанного РГНФ научного проекта «Гражданское мировосприятие молодёжи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования» показал, что идеалы, направленность совершенствования, личностная зрелость, отношение к России студентов религиозных и светских вузов различаются. Причем, мировосприятие личности исследовалось в связи с субъектной составляющей личности, возможностью и готовностью совершать поступки, проявлять индивидуальные усилия, направленные на совершенствование себя и общества, в котором живет человек.

С докладом  «Событийный информинг в профессиональном выборе личности психологом» выступил доцент кафедры психологии образования Института психологии БГПУ Евгений Леонтьевич Малиновский. В центр проблематики поставлено авторство личности, неформальная событийность в диалоге. Представлено графическое построение атласа личностной формации, рассмотрены индивидуально-стилевые оппозиции, что составляет критерии для анализа и изучения характеристик духовности и событийности.

Содержание доклада «Восприятие зрительной информации в контексте развития духовности личности» профессора кафедры общей и организационной психологии Института психологии БГПУ Георгия Васильевича Лосика было раскрыто в аргументированных размышлениях о положительных и отрицательных сторонах информационных технологий в событийности личности. Выдвинуто ряд противоречий в филогенетическом и онтогенетическом развитии психики, обозначена проблема естественного отбора духовных ценностей.

Протоиерей Александр Шимбалёв в выступлении «Университетская событийность Творца и субъекта образования» сумел найти продуктивное разрешение ранее отмеченных докладчиком противоречий и поднятых вопросов дискуссии. Открытость эмпирического познания постулатов Библии задает творчество субъектов образовательного процесса. Ряд зарождающихся научных направлений в психологии носил характер религиозности.

С обсуждением темы «Проблема духовности в условиях мультиконфессионального мира» выступила доцент кафедры клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ Екатерина Кузьминична Агеенкова. Дополнив интерпретацию обсуждаемых докладчиками результатов исследований своими данными, расширила возможности качественного анализа духовности и религиозности личности. Подняла проблему соотношения духовности и религиозности человека, проиллюстрировав на примерах проявления «просветленности» и антигуманных  действий, поступков.

 Доклад «Религиозные представления детей и студентов» Михаила Жикина, студента 4 курса Института психологии БГПУ завершал программу выступлений. Описаны результаты исследования внутренней и внешней  религиозности, характер религиозных представлений в связи с саморазвитием личности и творчеством. Поднята проблема веры.

Подводя итоги веб-семинара, А.В. Музыченко отметила значимость международного и республиканского сотрудничества для совместных исследований, публикаций по проблеме психологии религии и духовности.