XX Международная студенческая научно-практическая конференция «Психология развития личности в современном мире»
20 апреля 2020 года завершила свою работу XX Международная студенческая научно-практическая конференция «Психология развития личности в современном мире», проходившая в Институте психологии в рамках международного форума «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего». Мероприятие объединило более 140 студентов, магистрантов и аспирантов из Беларуси, России, Украины, Узбекистана, Китая и Польши. Также свои материалы предоставили учащиеся ряда средних школ и гимназий.
В конференции приняли участие представители 9 вузов Республики Беларусь, а также 12 зарубежных университетов: Винницкого государственного педагогического университета имени М. Коцюбинского, Института специальной педагогики и психологии им. Н. Ярмаченка Национальной академии педагогических наук Украины (Киев), Кубанского государственного университета (Краснодар), Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета), Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского, Российского государственного социального университета, Российского Государственного Гуманитарного Университета (Москва), Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (Москва), Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами, Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, Херсонского государственного университета, Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.
Первым пунктом в программе конференции было запланировано пленарное заседание, которое проводилось в онлайн режиме. С приветственным словом к участникам обратился заместитель директора Института психологии по научно-методической работе, кандидат психологических наук, доцент Морозов Виктор Егорович. Он отметил, что студенческая наука в своём истинном значении – это не просто формальное участие молодых людей в проведении научных исследований. Это ещё и развитие компетенций, позволяющих молодому человеку представлять современную картину мира на основе углубленного, целостного, часто на стыке различных научных областей и направлений, изучения предметной области. Студенческая наука в широком смысле – это "начало начал", от которого зависит развитие всего научно-кадрового потенциала страны. А непосредственно для студента конференция – это реальная возможность быть услышанным представителями научного сообщества.
Представленные на пленарном заседании доклады были разнообразны по своей тематике, жанры выступлений варьировались от представления результатов исследования до размышлений методологического характера. Общим для всех докладчиков было внимание как к концептуально-теоретическим, так и к практическим аспектам рассматриваемых проблем. Выступления докладчиков вызвали живой интерес у всех участников, которые посредством чата задавали выступающим вопросы и инициировали дискуссии. Всего в рамках пленарного заседания прозвучало 5 выступлений:
- доклад «Представления о жизни у подростков с суицидальными намерениями» прочла заведующий кафедрой социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук Пузыревич Наталья Леонидовна;
- доцент кафедры психологии образования Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент Полонников Александр Андреевич выступил с докладом «Зачем изучать психологические теории?»;
- Поликарпов Владимир Алексеевич, доцент кафедры общей и организационной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент представил доклад на тему «Современная психология versus теория отражения»;
- тему «Развитие конфликтологической компетентности субъектов образовательных отношений в рамках деятельности школьных служб медиации» раскрыла в своем выступлении Шульга Оксана Константиновна, заведующий кафедрой клинической и консультативной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент;
- Месникович Светлана Анатольевна, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук завершила пленарное заседание докладом на тему «Психологические аспекты представления о современном учителе у студентов педагогического профиля обучения».
Для восьми секций конференции, проводимых в заочном режиме, были представлены материалы по следующим направлениям: актуальные проблемы педагогической психологии, возрастной психологии, психологии семьи, социальной психологии, психологии личности, психологии профессионального самоопределения, психологии труда и организационной психологии, а также клинической психологии.
По итогам работы с материалами, предоставленными участниками секций, были выделены 10 победителей, работы которых будут опубликованы в сборнике «Студенческая наука – инновационный потенциал будущего».
В завершение конференции организационным комитетом была подписана резолюция, основным пунктом которой стало признание значимости и необходимости регулярного обсуждения проблем современной психологической науки студентами и преподавателями в формате научно-практических конференций, вебинаров, научно-методологических и научно-методических семинаров. Также было принято решение активно привлекать учащихся педагогических классов и сотрудников филиалов кафедр Института психологии к участию в будущих конференциях. Эта работа имеет большое практическое значение для построения высокоэффективной и научно обоснованной системы образования в Республике Беларусь и других странах.