ENG / BY

 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

 

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования


     


Cправочно

Буллинг это повторяющееся агрессивное поведение с намерением причинить другому человеку физическую или эмоциональную боль. Он может принимать различные формы, в том числе физическую или словесную, и проходить онлайн (кибербуллинг) или офлайн.

Насилие в отношении детей актуальная проблема во всем мире, в том числе в Беларуси. Согласно исследованию PISA 2019, в Беларуси 19% школьников подвергались буллингу несколько раз в течение месяца. По данным исследования, которое провел ЮНИСЕФ в Беларуси в 2018 году, 11,6% учеников 5-7 классов учреждений общего среднего образования и 11,3% учеников 8-11 классов считают атмосферу в школе недружелюбной. Причиной чаще всего они называют буллинг травлю со стороны сверстников и учеников старших классов или со стороны других участников школьного сообщества.



Дружественная и поддерживающая среда в учреждении общего среднего образования – это комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие личности ребёнка, его социально-коммуникативной компетентности, интересов и способностей при системообразующем факторе ценностного отношения к другому человеку как основы межличностного взаимодействия.

С целью расширения методического инструментария профилактики буллинга в школьной среде Министерство образования Республики Беларусь при поддержке Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) начиная с сентября 2020 года запустило экспериментальный проект «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования». Проект реализуется Институтом психологии Учреждения образования "Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка" на площадке 43 школ в разных регионах республики. Количество пилотных школ ежегодно увеличивается за счет активной популяризации проекта и в связи с актуализацией тематики профилактики насилия в подростковой среде. В 2022 году к проекту присоединились 10 школ, в которых обучаются дети из числа беженцев из Украины.

Проект предусматривает создание в школах механизма, направленного на снижение конфликтов среди учащихся (буллинга, психического и физического насилия). Модель положительно зарекомендовала себя в Хорватии, Сербии, Черногории, где уровень насилия в школах во время ее имплементации снизился на 50%, а уровень буллинга на 75 %.

Модель предусматривает 7 основных шагов реализации, направленные на: широкое информационное освещение проблем конфликтов в подростковой среде; формирование ценностей взаимного уважения у учеников школ и установление системы контроля за их соблюдением; включение в процесс профилактики насилия широкого круга участников (родителей, учителей, представителей местных органов власти).

Конечным результатом реализации модели является создание необходимых условий для обеспечения в учреждениях образования комфортных психологических условий для всех участников образовательного процесса. Успешная реализация всех шагов программы позволит получить статус «дружественной школы».


ВИЗИТКИ ШКОЛ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА

В брошюре «Адаптация модели создания дружественной и поддерживающей среды в учреждениях общего среднего образования» обобщён опыт работы проекта за 2020-2021 годы, собраны лучшие идеи и результаты 26 школ. Надеемся, брошюра вдохновит вас, поддержит в решении присоединиться к проекту и объединить усилия против буллинга.

Для эффективной имплементации модели в соответствии с ее целями и задачами специалисты Института психологии осуществляют экспертное методическое сопровождение проекта, предполагающее: мониторинг выполнения алгоритмов модели; диагностику буллинга в школе; разработку соответствующих методических и диагностических материалов (в том числе для менторов), супервизию и многое другое.