КОНТАКТЫ

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Руководство Института психологии

Директор Института психологии

Волченков Владимир Степанович

Кандидат психологических наук, магистр образования в области психологии.

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1995 году с отличием окончил факультет естествознания БГПУ, в 1996 году – магистратуру БГПУ по специальности «Психология» с присвоением квалификации магистра образования в области психологии. С 1996 по 2000 год прошел обучение в аспирантуре на кафедре прикладной психологии БГПУ по специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология». В 2017 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Переживание смысла жизни как критерий личностной зрелости в ранней взрослости» (научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Слепкова В.И.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

С 1996 по 2001 год работал в должности преподавателя-стажера, преподавателя и старшего преподавателя кафедры основ дефектологии, с 2001 по 2009 год – заместителем декана по учебной работе факультета специального образования (до 2004 года – дефектологический факультет) БГПУ.

На условиях совместительства в разные годы работал в Академии последипломного образования, Международном гуманитарно-экономическом институте.

С 2009 по 2012 являлся заместителем декана по учебной работе факультета психологии БГПУ, с 2012 по 2016 – старшим преподавателем кафедры психологии образования факультета психологии БГПУ. С 2016 по 2017 – заместитель директора по учебной работе Института психологии БГПУ, с 2017 по 2020 – заместитель директора по учебной работе Института инклюзивного образования БГПУ. С 2020 года по настоящее время – директор Института психологии БГПУ.

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор более 40 научных работ, в том числе учебно-методических пособий, а также статей, входящих в перечни научных изданий, рекомендованных ВАК РБ, РФ и Украины для опубликования результатов диссертационных исследований.

Участник республиканских и международных научных конференций, конгрессов. Член научных коллективов по разработке фундаментальных тем «Научно-методические основы создания и внедрения учебно-методических комплексов с электронными компонентами в сфере психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса» (2012–2014 гг.), «Подготовка практических психологов к работе со школьниками в условиях компетентностного подхода» (2016–2019 гг.), «Специальное и инклюзивное образование» (с 2018 года).

В 2018 году проходил обучение по теме «Техно-педагогика и развитие программ специального образования» (09.12.2018-28.12.2018, Иерусалим, Израиль).

Награжден грамотой БГПУ (2015 г.), грамотой Министерства образования Республики Беларусь (2019 год) за многолетнюю плодотворную работу, достигнутые успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов. 

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Личностная и социальная зрелость, психологические аспекты смысла жизни, психология развития, психогенетика, дифференциальная психология.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
  1. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни как личностное новообразование ранней взрослости / В. С. Волченков // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2010. – № 2. – С. 21–26.
  2. Волченков, В. С. Личностная и социальная зрелость в периоде ранней взрослости / В. С. Волченков // Вес. Беларус. дзярж. пед. ун-та. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2012. – № 1. – С. 55–59.
  3. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни как критерий личностного развития в ранней взрослости / В. С. Волченков // Психол. журн. – 2012. – № 1/2. – С. 35–41.
  4. Волченков, В. С. Смысложизненные ориентации студентов выпускных курсов с разным уровнем личностного развития / В. С. Волченков // Гуманітар.-экан. весн. – 2012. – № 3. – С. 24–33.
  5. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни как критерий личностной зрелости в ранней взрослости / В. С. Волченков // Гуманітар.-экан. весн. – 2013. – № 1. – С. 41–47.
  6. Волченков, В. С. Проблемы формирования свойств зрелой личности в системе современного высшего образования / В. С. Волченков // Современная теория и практика специального образования : сб. науч. тр. : в 3 ч. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: И. В. Зыгманова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2006. – Ч. 1. – С. 18–27.
  7. Волченков, В. С. Подходы к определению возрастных границ периода ранней взрослости / В. С. Волченков // Психология и жизнь: традиции культурно-исторической психологии и современная психология детства : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: Л. А. Пергаменщик (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2010. – С. 57–59.
  8. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни в ранней взрослости / В. С. Волченков, В. И. Слепкова // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы; науч. ред.: В. Э. Чудновский, К. В. Карпинский. – Гродно, ГрГУ, 2014. – С. 193–211.
  9. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни в социальной ситуации развития в ранней взрослости / В. С. Волченков, В. И. Слепкова // Культурно-историческая психология Л. С. Выготского и проблемы личности в современном мире : к 120-летию со дня рождения : сб. науч. ст. / редкол.: И. В. Сильченко (гл. ред.) [и др.] ; М-во образования Республики Беларусь, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2016. – С. 299–305.
  10. Волченков, В. С. Соотношение личностной и социальной зрелости студентов выпускных курсов вузов / В. С. Волченков // Вестн. МГИРО. – 2011. – № 1. – С. 50–56.
  11. Волченков, В. С. Осмысленность жизни выпускниками вуза / В. С. Волченков, В. И. Слепкова // Сац.-пед. работа. – 2012. – № 9. – С. 16–22.
  12. Волченков, В. С. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости / В. С. Волченков, В. И. Слепкова // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, вып. 4(8). – С. 341-347.
  13. Волченков, В. С. Переживание смысла жизни как критерий личностной зрелости в ранней взрослости / В. С. Волченков // Субъектность как показатель личностной зрелости : монография / Л. В. Марищук [и др.] ; под науч. ред. Л. В. Марищук ; Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. – Брест : БрГУ, 2019. – 193 с. (С. 143-149).
  14. Тренинг профессионально-личностного роста психолога : Учебно-методическое пособие // Сост. Слепкова В. И., Волченков В. С. и др. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2001. – 76 с.
  15. Программно-методический комплекс по практике в качестве педагога-психолога в учреждениях образования // Авт.-сост. В. С. Волченков, И. Е. Евдокимова и др. - Мн. : БГПУ, 2003. – 49 с.

                                                                                       (nemanskaya@bspu.by)

                                                                                                                  (v.vol@tut.by)


Заместитель директора Института психологии (учебная работа)

Деревянко Ольга Ивановна

  Старший преподаватель  кафедры общей и организационной психологии

ОБРАЗОВАНИЕ

Специальность «Психология» со специализацией «Психология предпринимательской деятельности», БГПУ; магистратура: специальность «Психология», магистр психологии (2010), БГПУ. тема магистерской диссертации «Коммуникативная компетентность в контексте социально-психологической зрелости у студенческой молодёжи»; аспирантура: специальность 19.00.05 Социальная психология (2015), БГПУ. тема кандидатской диссертации «Ролевой конфликт руководителя в разных условиях профессиональной среды» (исследователь, 2015).

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

• НЛП-практик, Институт НЛП (г. Москва, 2007);

• дополнительная подготовка по специализациям «Специалист по поиску и подбору персонала», «Менеджер по персоналу»;

• обучение по программе «Основы использования метода «Куклотерапия» в работе психолога» под руководством И. Ивженко (практичекий психолог, арт-терапевт), Восточноукраинская ассоциация арт-терапии, (г. Киев, 2018).

• Арт-терапевт (обучение по программе базовой подготовки по Арт-терапии под руководством Копытина А.И. (д. мед. наук, проф. кафедры психологии СПБАППО, Председатель Российской арт-терапевтической ассоциации), НОУ Института практической психологии «Иматон», С-Петербург (2019). Ассоциированный член Российской арт-терапевтической ассоциации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

В БГПУ работает с 2009 года. С 2009г. по 2010г. преподаватель-стажер кафедры социальной психологии факультета психологии. С 2010г. по 2015г. преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии. С 2015 по февраль 2019г. преподаватель кафедры общей и организационной психологии Института психологии БГПУ. С февраля 2019 года и по настоящее время – заместитель директора по учебной работе Института психологии.

В период с 2009 года по настоящее время опубликовано 48 научных работ (27 статьи, 21 тезис) в Республике Беларусь и за рубежом. Из числа опубликованных работ, 6 статей входят в перечень изданий рекомендованных ВАК, 13 публикаций входят в базу РИНЦ.

 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Деревянко, О.И. Cоциально-психологический аспект личностной зрелости современной студенческой молодежи / О.И. Деревянко, Л.В. Финькевич // «Веснiк Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова» / Серия С. №1, 2011. С. 21-26.

2. Деревянко, О.И. Организационное поведение личности, опосредованное локусом ролевого конфликта / О.И. Деревянко // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференция г. Москва 22–24 ноября 2012 г./ отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; НИУ ВШЭ. – М.: Логос, 2012. – 354 с. – С. 223-224.

3. Деревянко, О.И. Ролевой конфликт в управленческой деятельности: теоретические подходы, психодиагностические методы измерения, современное состояние / О.И. Деревянко // Сборник «Научные Труды Республиканского Института Высшей Школы. Исторические и психолого-педагогические науки»: сборник научных статей. – Минск. РИВШ, 2013. – Ч.2, – 427. – С. 102-110.

4. Деревянко, О.И. Особенности взаимосвязи ролевого конфликта руководителя и типа организационной культуры / О.И. Деревянко // Международная научная конференция «Бизнес. общество. человек» 30 - 31 октября 2013 года, Москва [Электронный ресурс] // Организационная психология. Приложение. Тезисы докладов конференции «Бизнес. Общество. Человек» Москва, НИУ ВШЭ, 29–31 октября 2013 г. – С. 73. URL: http://orgpsyjournal.hse.ru/2013--Приложение.html (дата обращения:01.09.2014)

5. Деревянко, О.И. Особенности процессуальной мотивации трудовой деятельности руководителя в ролевом конфликте / О.И. Деревянко // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 3 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. – 600с. – С.385-388.

6. Деревянко, О.И. Локус ролевого конфликта руководителя в профессиях социономического типа / О. И. Деревянко // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. : в 2 ч. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2015. – Вып. 15, ч. 2. – С. 95–104.

7. Деревянко, О.И. Ролевой конфликт руководителя-педагога / О. И. Деревянко // Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2015. – № 3. – С. 63–67.

8. Деревянко, О.И. Психологическое содействие руководителю учреждения образования в состоянии ролевого конфликта / О. И. Деревянко, Л. В. Финькевич // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. : в 2 ч. / Респ. ин-т проф. образования ; редкол.: О. С. Попова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2016. – Ч. 2. – С. 72–84.

9. Деревянко, О.И. Гендерный аспект в развитии ролевого конфликта личности руководителя, в профессиях социономического типа [Электронный ресурс] / О. И. Деревянко, Л. В. Финькевич // ЧФ: соц. психолог. – 2016. – № 1. – Режим доступа: http://mapn.su/publications/journals/chelovecheskij-faktor-sotsialnyj-psikholog/2-16-2009/27-pudlications/magazines/chelovecheskij-faktor-sotsialnyj-psikholog/136-chf-sotsialnyj-psikholog-vypusk-1-31-2016-chf-sotsialnyj-psikholog-vypusk-1-31-2016#download. – Дата доступа: 04.12.2016.

10. Деревянко, О.И. Предпосылки возникновения и условия преодоления ролевого конфликта руководителя в медицинской профессиональной среде / О. И. Деревянко, Л. В. Финькевич// Вес. БДПУ. Сер. 1, Педагогіка. Псіхалогія. Філалогія. – 2018. – №3. – С. 60-67.

11. Деревянко, О.И. Вариативность психологического содействия руководителю в состоянии ролевого конфликта на примере социономического типа профессий / О. И. Деревянко // Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований / Отв. ред. Т. А. Нестик, Ю. В. Ковалева. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 483 с. – С. 148-156.

12. Деревянко, О.И. Ролевой конфликт руководителя в социономическом типе профессий и его удовлетворенность трудом / О. И. Деревянко // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. А. Н. Занковский, А. Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 975 с. – С. 289-305.

 

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология труда, организационная психология, психология менеджмента, экономическая психология.

СФЕРА НАУЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Социально-психологические факторы эффективной деятельности персонала в условиях современной организации; применение системного арт-терапевтического подхода в работе с персоналом.

(derevianko@bspu.by)

(ip_od@mail.ru)


Заместитель директора Института психологии (научно-методическая работа)

Морозов Виктор Егорович

Кандидат психологических наук, доцент

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1989 г. окончил Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО им. Ю.В. Андропова. В 1994–1997 гг. обучался в аспирантуре Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь. В 1997 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование процессов формирования и распада психического динамического образа» по специальности 19.00.01 – общая психология, история психологии (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор М.А. Кремень). В 2004 г. присуждено ученое звание доцента.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1992–1993 гг. работал заместителем директора по воспитательной работе СШ № 52 г. Минска. С 1993 г. по 1998 г. – младшим научным сотрудником, научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией экспериментальной и практической психологии в Национальном институте образования Министерства образования Республики Беларусь. В 1998-2002 гг. работал доцентом кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь. С 2002 г. по 2008 г. – заведующим кафедрой, деканом факультета психологии, а затем первым проректором Женского института ЭНВИЛА. С 2008 г. по 2013 г. являлся директором центра научно-методического сопровождения АИС «Резерв» НИИ теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь. В период с 2013 по 2017 г. работал заместителем директора по вопросам обучения в ООО «Либрасофт», а также заместителем главы представительства по вопросам переподготовки и повышения квалификации сотрудников в Представительстве ООО «Новые Поисковые Технологии» (Российская Федерация) в Республике Беларусь. С 2018 г. – заместитель директора по научно-методической работе Института психологии БГПУ имени Максима Танка.

Награжден почетной грамотой Администрации Ленинского района г. Минска за активное участие в общественной жизни Ленинского района г. Минска (2008 г.), а также почетной грамотой Государственного таможенного комитета Республики Беларусь за большой вклад по подготовке руководящего состава таможенных органов РБ (2011 г.).

НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Автор более 60 научных работ, в том числе учебных пособий «Психология управления», «Инженерная психология», «Психология принятия управленческих решений» (все в соавторстве с М.А. Кремнем), «Технологии программной защиты в Интернете» (в соавторстве с С.И. Штеренбергом и В.И. Андриановым), «Противодействие утечке конфиденциальной информации. Лабораторный практикум» (в соавторстве с Т.В. Борботько, О.В. Бойправ и А.В. Дроздом), курса лекций «Психология и педагогика» (в соавторстве с Л.А. Пергаменщиком), методических рекомендаций, а также статей, входящих в перечни научных изданий, рекомендованных ВАК РБ и РФ для опубликования результатов диссертационных исследований. Две статьи опубликованы в изданиях, входящих в международную базу цитирования Scopus. Соавтор двух патентов РБ.

Разработчик «Системы тестирования профессионально важных качеств руководящих кадров Республики Беларусь» (Свидетельство НЦИС РБ о регистрации компьютерной программы № 445, дата внесения в реестр 10.09.2012 г.; в соавторстве с А.А. Неправским).

НАУЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Общая психология, экспериментальная психология, психология управления, инженерная психология и информатика.

(morozov_ve@bspu.by)

(vmorozovipbgpu@gmail.com)


Исполняющий обязанности заместителя директора Института психологии по воспитательной работе

Мокрецова Валентина Михайловна

старший преподаватель кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования

(newmova@mail.ru)

ОБРАЗОВАНИЕ И ОПЫТ РАБОТЫ

Образование: закончила с отличием Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка по специальности «Педагогика и психология дошкольная и практическая психология», имеет степень бакалавра образования в области дошкольного воспитания; обучалась в очной аспирантуре БГПУ по специальности «Социальная психология».

Профессиональный опыт: с 1995 года Валентина Михайловна принята ассистентом на кафедру общей и детской психологии БГПУ. С 1998 года работала  на кафедре социальной психологии в должности преподавателя, с 2008 по 2015 годы – старшего преподавателя, с 2015 по 2017 годы – старшего преподавателя кафедры социальной и семейной психологии факультета (с 01.09.2016 года Института) психологии. С сентября 2017 года по настоящее время работает старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ.

С сентября 2007 года по февраль 2014 года исполняла обязанности заместителя декана по воспитательной работе факультета психологии. С сентября 2017 года исполняла обязанности заместителя директора по воспитательной работе Института инклюзивного образования. С декабря 2020 года исполняет обязанности заместителя директора по воспитательной работе Института психологии. Стаж работы в БГПУ – 25 лет.

ПРЕПОДАВАЕМЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Преподаваемые дисциплины: за время работы преподавала такие учебные дисциплины, как «Социальная психология»; «Социально-психологический аудит»; «Психология управления»; «Основы Тайм-менеджмента»; «Основы HR-менеджмента»; «Социально-психологическая диагностика личности и группы»; «Педагогическая психология»; «Тренинг личностного роста». Является автором ряда учебных программ.

НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

Сфера научных и практических интересов: с 2015 года занималась координацией деятельности волонтеров Центра психологической помощи замещающим семьям на факультете психологии, созданного при содействии Итальянской гуманитарной ассоциации PUER: оказывала психологическую поддержку итальянским и белорусским замещающим  семьям; консультировала детей и родителей; проводила Республиканские научно-практические семинары и вебинары для волонтеров, семей и сопровождающих детских групп; с 2015 по 2017 год участвовала в выполнении НИР Министерства образования Республики Беларусь «Исследование вербального экстремизма в информационном пространстве Республики Беларусь с целью создания методологии производства судебной психолого-лингвистической экспертизы». Имеет более 30 научных публикаций.