ENG / BY

 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

 

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События
Школа как пространство доверия

В Кодексе Республики Беларусь об образовании декларируется необходимость создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества участников образовательного процесса, что является основой благоприятных условий для формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающихся.

Созданию и поддержанию дружественной и комфортной среды для успешной социализации и эффективного развития детей в значительной степени содействует сформировавшаяся в психологической науке и практике и нашедшая применение в школах идея безопасного пространства.

В психологической науке понятие «безопасное пространство» тесно связано с понятием «базовое доверие», которое формируется к окружающему миру в лице взрослых на ранних этапах жизни ребенка и является фундаментом здорового развития. Обеспечить ребенку ощущение безопасности в школе невозможно без пространства доверия. Школа создана для детей, и поэтому она должна быть настроена на природу процесса развития личности ребенка, организация и поддержка которого является ее сутью. Создание в учреждениях общего среднего образования пространства доверия имеет в себе цель сделать школу действительно безопасной и комфортной для учащихся средой, способствующей их развитию.

Важнейшая роль в формировании доверия, обеспечении психологической безопасности и психологического комфорта ложится на педагогический коллектив школы. При этом важно делать акцент на необходимость позитивной установки дружественности, основу которой составляет высокий уровень доверительных, открытых межличностных отношений, основанных на ценности каждого человека.

Для укрепления профессионального потенциала педагогических работников по созданию благоприятного психологического климата в учреждениях общего среднего образования специалистами Республиканского центра психологической помощи Института психологии БГПУ имени М. Танка (далее – РЦПП) была разработана стратегия создания в школе пространства доверия.

В 2023/2024 учебном году в рамках реализации совместного проекта Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка с Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь при поддержке Министерства образования Республики Беларусь сотрудники РЦПП осуществляют пилотирование стратегии «Школа как пространство доверия» в учреждениях общего среднего образования.

Задачи, которые решаются в ходе реализации проекта:

– профилактика эмоционального выгорания педагогических работников;

– создание доверительных отношений между учащимися и педагогами;

– помощь в развитии стрессоустойчивости и жизнестойкости у учащихся;

– повышение компетентности педагогов в разрешении сложных ситуаций, возникающих в образовательном процессе.

Пилотирование стратегии предусматривает:

  • обучение педагогов и педагогов-психологов учреждений общего среднего образования, специалистов ИРO и СПЦ Республики Беларусь стратегии «Школа как пространство доверия»;
  • супервизию и методическую поддержку в процессе пилотирования;
  • апробацию курса практических занятий по формированию стрессоустойчивости с обучающимися в учреждениях общего среднего образования;
  • информирование участников образовательного процесса о стратегии «Школа как пространство доверия».

Предполагаемые результаты проекта.

Формирование в школах пространства доверия будет содействовать:

― установлению между учителями и учащимися доверительных отношений (понимание, поддержка, принятие), которые создают ощущение комфорта и безопасности;

― внедрению стратегий общения, основанных на принципах необвинения и ориентированных на понимание и решение проблем детей и подростков;

― развитию у педагогов навыков видеть и признавать позитивную цель, которая стоит за «сложным» и вызывающим поведением детей, и умению помочь им найти эффективные способы совладания с трудными ситуациями;

― предотвращению проявлений агрессивного и аутоагрессивного поведения, профилактике буллинга в школьной среде.

В 2023 году специалистами РЦПП было подготовлено пособие «Школа как пространство доверия» для педагогических работников учреждений общего среднего образования, которому присвоен гриф «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь. В данном пособии представлены необходимые сведения о стратегии и практические рекомендации по созданию пространства доверия в школе. В основе стратегии – научные исследования и методы, подтвердившие свою эффективность.