ENG / BY

 

 

 

 

 

 

КОНТАКТЫ

 

 

 

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 311-23-03, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 311-23-12, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

 

 

Открытие Института психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

События

Состоялся II Международный научно-методический веб-семинар «Актуальные проблемы психологии образования»

2018-04-10

10 апреля 2018 года  состоялся II Международный веб-семинар «Актуальные проблемы психологии образовании», на котором рассматривались научно-методические вопросы современной психологии образования.  Организаторами мероприятия выступили кафедра психологии образования Института психологии Белорусского государственного педагогического университета имени М.Танка и кафедра педагогики и психологии начального обучения Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д.Ушинского.

В работе веб-семинара приняли участие ученые и практики в области психологии и педагогики образования, научные сотрудники, преподаватели, аспиранты и магистранты с белорусской и российской стороны.

Открывая семинар, представив участников, заведующий кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ, доцент, кандидат психологических наук Алла Викторовна Музыченко передала слово для приветствия проректору по научной работе, заведующему кафедрой теории и истории педагогики факультета социального управления ЯГПУ Александру Михайловичу Ходыреву, кандидату педагогических наук, доценту. Александр Михайлович отметил многолетнее плодотворное сотрудничество кафедр, результатом которого выступили совместные публикации, очередной веб-семинар и поданная заявка на грант «БРФФИ-РФФИ». С приветственным словом выступила первый проректор, доцент кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ, кандидат психологических наук, доцент  Светлана Ивановна Коптева. Отметив теплоту сложившихся отношений, неформальное сотрудничество, Светлана Ивановна оценила значимость для погружения в проблематику ярославской психологии приезда с открытой лекцией «Метасистемный подход к изучению психических явлений» доктора психологических наук, профессора  Анатолия Викторовича Карпова, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, действительного члена Российской академии гуманитарных наук, академика Международной академии наук высшей школы, Международной академии психологических наук, декана факультета психологии Ярославского университета им. П.Г. Демидова, что оказалось возможным благодаря взаимодействию кафедр. В сотрудничестве рассматривались возможности развития программы мобильности в рамках магистратуры. Выпускник прежнего факультета психологии в настоящее время обучается на заочной форме получения образования в магистратуре ЯГПУ по психолого-педагогическому профилю. Для него оказалось привлекательным разнообразие практико-ориентированных программ магистратуры ЯГПУ. Светлана Ивановна выразила пожелания в развитии ряда инициатив и проектов, подчеркнув важную дату в жизни кафедры – 18 лет со дня ее образования, ранее кафедры педагогической психологии, которой заведовал Александр Павлович Лобанов.

Музыченко Алла Викторовна отметила, что цель веб-семинара состоит в  обмене опытом решения актуальных проблем современного образования в вузе и школе. В ходе обсуждения предложила задуматься над следующими вопросами: каковы актуальные задачи современного психолого-педагогического образования будущих специалистов,
перспективы фундаментальных и прикладных исследований в психологии образования, продуктивные направления научно-методического сотрудничества белорусского и российского педагогических вузов.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии начального обучения педагогического факультета ЯГПУ, доктор психологических наук, доцент Елена Викторовна Карпова, представила презентацию и доклад на тему «Негативные факторы мотивации учебной деятельности». На материале эмпирических исследований показала, что антимотив – не недостаточный уровень развития того или иного учебного мотива (например, слабый познавательный интерес). Это – высокий уровень развития какого-либо другого образования, которое не способствует осуществлению учебной деятельности, «отталкивает» учеников от нее. Детерминантами возникновения антимотивации могут выступать и собственно личностные особенности, качества учащегося, а также  возрастные закономерности онтогенетического развития личности.

С докладом  «Когнитивная психология и образование» выступил Александр Павлович Лобанов, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий БГПУ. Сопоставив метафизическую, бихевиоральную и когнитивную парадигму, раскрыл типологию знаний, способы передачи информации: трансляцию, ретрансляцию, ретрансляцию с обратной связью. Охарактеризовал разные образовательные модели с позиции эффективности.

Интересное выступление «Психологические особенности учебной деятельности студентов» было подготовлено  Елизаветой Геннадьевной Изотовой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ. В сопоставлении со школьниками представлены операциональный, мотивационный и саморегуляционный компоненты учебной деятельности студентов.

Доцент кафедры психологии образования Института психологии БГПУ,  кандидат психологических наук, доцент Ольга Викторовна Белановская представила доклад по материалам своего исследования «Психологические механизмы овладения сюжетно-ролевой игрой», особый акцент сделав на развитие знаково-символической функции, проиллюстрировала примерами.

С презентацией и докладом «Учет гендерных особенностей обучающихся в образовательном процессе» выступила старший преподаватель кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ, кандидат психологических наук  Анастасия Игоревна Коротаева. По материалам исследований отметила, что в период младшего школьного возраста наблюдается изменение гендерных особенностей отношений младших школьников, проявляющееся:  в эмансипации от норм и ценностей родителей и доминированию собственных моделей поведения к четвертому классу; в стабилизации отношения к представителям противоположного пола.

 Доклад «Психологическое сопровождение самоопределения студентов-психологов» заведующего кафедрой психологии образования Института психологии БГПУ, доцента, кандидата психологических наук Аллы Викторовны Музыченко завершал программу выступлений. Отмечены актуальные задачи и теоретических основы опосредованного психологического сопровождения самоопределения студентов-психологов на этапе обучения в ВУЗе, информационная основа деятельности.

Подводя итоги веб-семинара, А.В. Музыченко отметила перспективы встреч с ярославскими коллегами в рамках планируемых в 2018 году конференций. Ярославская сторона выступила с предложением работы над коллективной монографией.