В Институте психологии БГПУ завершилась Неделя английской профессиональной лексики психолога
С 25 по 30 ноября 2019 года в Институте психологии БГПУ проходила серия образовательных мероприятий «Психология без языковых барьеров: неделя английской профессиональной лексики психолога».
В течение этих дней сотрудниками института были прочитаны лекции, проведены семинарские и практические занятия.
Предваряющим неделю англоязычной лексики стал курс лекций по когнитивно-поведенческой терапии, который с начала учебного года начал читать на английском языке для студентов магистратуры директор Института Дмитрий Григорьевич Дьяков. Магистранты, многие из которых, будучи студентами Института, уже участвовали в этом, ставшем уже традиционным для Института психологии проекте, с воодушевлением отнеслись к перспективе знакомства с одним из самых современных и эффективных методов психологической помощи на языке культуры, в которой был создан этот метод.
Заведующая кафедрой социальной и семейной психологии БГПУ Наталия Леонидовна Пузыревич выступила с лекцией на тему «Terrorism as a socio-psychological phenomenon» («Терроризм как социально-психологический феномен»). Изложение материала лекции осуществлялось на английском языке в сопровождении англо-русской презентации, что способствовало усвоению учебного материала студентами с разным уровнем англоязычной подготовки. Расширению словарного запаса студентов способствовали и разработанные для занятия терминологические памятки, в которых основные понятия изучаемой темы предлагались студентам на английском языке с транскрипцией для правильного чтения и переводом значения на русский язык.
После представления каждого блока учебного материала использовался педагогический прием «Bloom’s Chamomile» («Ромашка Блума»), направленный на формулировку 6 типов ключевых вопросов по изученному учебному материалу: простые вопросы, уточняющие вопросы, оценочные вопросы, творческие вопросы, объясняющие вопросы, практические вопросы. Использование данного педагогического приема способствовало осмыслению студентами содержания рассмотренного учебного материала и применению его на практике.
25 ноября преподаватель-стажер кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Станкевич Наталия Леонидовна провела практическое занятие для студентов 1 курса группы 310219 филологического факультета. Тема занятия – «Verbal and nonverbal means of communication in the work of the teacher» (Вербальные и невербальные средства общения в работе педагога).
26 ноября кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии образования Покровской Светланой Евгеньевной в рамках учебного курса «Качественные и количественные методы» для магистрантов по специальности 1-23 80 03 Психология с профилизациями «Психологическое консультирование и психокоррекция» и «Кризисная психология» были проведены лекции на английском языке на темы «The use of computers in psychodiagnostics of qualitative methods» (Использование компьютеров в психодиагностике качественных методов), «Quantitative methods in psychological and pedagogical research» (Количественные методы в психолого-педагогическом исследовании).
27 ноября доцентом кафедры общей и организационной психологии Оришевой Ольгой Феликсовной была прочитана лекция по дисциплине «История психологии». Лекция была посвящена теме «The Rise of Gestalt Psychology» (Возрождение гештальт-психологии). В ходе лекции студентам 2 курса дневной формы обучения были представлены теоретические истоки, основные принципы и базовые положения гештальт-психологии; рассматривалась теория поля К. Левина. Для облегчения восприятия лекция сопровождалась русскоязычной презентацией с иллюстрациями. В течение лекции ключевые термины переводились на русский язык.
В этот же день под руководством доцента кафедры клинической и консультативной психологии Петрова Сергея Викторовича прошло семинарское занятие «Terminology workshop» (Терминологическая мастерская) по дисциплине «Теория и практика психологической помощи» для студентов 3-его курса института. Для того чтобы закрепить лекционный материал студенты работали с кроссвордами по основным терминологическим понятиям темы семинара на английском языке. Третьекурсники с интересом и энтузиазмом отнеслись к подобной форме проведения занятий.
29 ноября 2019 года преподавателем кафедры психологии образования Института психологии Янчук Людмилой Степановной было проведено лабораторное занятие на английском языке по дисциплине «Психология развития» для студентов 320118 группы дневной формы получения образования. Тема занятия: «Preschool age» (Дошкольный возраст). В рамках изучаемой темы студентам группы были предложены ряд творческих заданий. На первом этапе студенты выбирали карточки с заданиями на английском языке. Основная задача - понять, перевести задание, а затем творчески оформить ответ в виде структурно-логической схемы. В конце занятия каждая подгруппа представляла свой проект структурно-логической схемы с пояснениями и дополнениями.
В завершении недели преподаватель кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Нифонтова Татьяна Александровна провела практическое занятие для студентов 2 курса факультета естествознания. В ходе практического занятия - «Сonflicts in the school environment» (Конфликты в школьной среде) - студенты ознакомились с основными видами конфликтов в школьной среде. Активные методы обучения позволили закрепить на практике основные техники предотвращения конфликтных ситуаций между педагогом и учащимся, между педагогом и законными представителями учащихся. Использование английской терминологии позволило углубить знания студентов об основных способах и методах профилактики конфликтных ситуаций в образовательной среде.
В целом, неделя англоязычной лексики, за несколько лет ставшая частью процесса подготовки психологов в Институте, с каждым годом играет все более значительную роль в процессе становления профессионализма студентов Института, обеспечивая расширение возможностей освоения современных образовательных материалов, широко представленных в сети Интернет на английском языке, а также способствуя созданию благоприятных возможностей дальнейшей профессионализации специалистов.