КОНТАКТЫ

220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 369-88-96, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 237-09-58, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube

 

Открытие Института психологии

 

 

 
 
 

 

События

Вопросы межвузовского веб-семинара «Теопсихология: pro et contra»

2020-05-21

Организованный кафедрой психологии образования Института психологии веб-семинар состоялся 20 мая 2020 года. Заведующий кафедрой психологии образования, кандидат психологических наук, доцент Алла Викторовна Музыченко представила участников: идейного вдохновителя семинара Евгения Леонтьевича Малиновского, кандидата психологических наук, доцента; протоиерея Александра Шимбалёва, заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, старшего преподавателя кафедры физики и методики преподавания физики БГПУ, постоянного участника предыдущих семинаров, создающего продуктивный диалог естественно-научного и гуманитарного понимающего подхода.

 Представила сферу научных интересов участников онлайн общения: Е.Г. Богдан, кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии БрГУ; К.В. Стволыгина,  кандидат исторических наук, доцента кафедры социальной работы и реабилитологии факультета философии и социальных наук БГУ и доцента кафедры психологии и конфликтологии РГСУ, филиал в г. Минске; Т.И. Ачинович. старшего преподаватель кафедры социальной работы и реабилитологии БГУ; Г.Д.Немцову, старшего преподавателя кафедры психологии образования Института психологии БГПУ, научного сотрудника Сектора психологии развивающего образования НИО, Ж.Ф. Ильченко, научного сотрудника Сектора психологии развивающего образования НИО, — выступившими критичными слушателями докладов о проблематике теопсихологии.

Задачи обсуждения состояли в том, чтобы выявить продуктивные возможности теопсихологии в образовательной практике студентов-психологов; рассмотреть теоретико-методологические основания для формирования теопсихологии; определить ограничения и спорные аспекты теопсихологии; проанализировать возможности проектирования событийности в образовательном процессе.

В своем проблематизирующем докладе А.В. Музыченко выявляла основания к рассмотрению теологического ракурса психологии образования. В логики истории становления педагогической психологии и смены разных типов знаний, рассматривала методологию интегрированной научной области теопсихологии в сопоставлении с психоисторией, психопедагогикой. Согласно Е.Л. Малиновскому, теопсихология — наука о факторах, закономерностях и истоках духовной жизни личности в контексте образа и подобия Бога. В связи с чем, возникает необходимость интеграции, каковы онтологические, гносеологические и аксиологические основания теопсихологии? Как конструируется образ подобия Бога? Какие области психологического знания интегрированы в теопсихологию? Эти и другие вопросы были подняты при прочтении монографии Е.Л. Малиновского «Теопсихология».

О содержании и форме предмета теопсихологического знания выступил Е.Л. Малиновский, метафорично соотнося иллюстрации психологических фактов со стохастическим методом, отмечая стечение обстоятельств и событий; представил описание и схематизацию структурно-функциональных элементов теопсихологического знания.

Культурно-религиозные и профессионально-критические рекомендации к рассмотрению теопсихологического проекта в сфере педагогического образования представил А.А. Шимбалёв. На примере закономерностей в физике и астрономии показал обусловленность интеграции знаний: с увеличением объема полярных знаний наблюдается тенденция их сближения.

Слушатели оставили широкое поле вопросов: В чем зоны разногласия религии и науки, психологии и богословия? Чего, с теологической точки зрения, не хватает современной науке и, в частности, университетским дисциплинам? Существуют ли точки соприкосновения и разрешения конфликта между атеизмом и религией? В какой сфере, научной или религиозной, внутренний конфликт личности шире представлен репертуаром механизмов психологической защиты?

Приглашаем продолжить обсуждение теопсихологических вопросов и эмпирических исследований на республиканском веб-семинаре «Онтология и психология религии в образовании XXI века», запланированном в следующем году.

Для просмотра записи следуйте по ссылке.