КОНТАКТЫ

220076, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 13
Институт психологии, 7 корпус
Учебно-организационный отдел:
дневная форма получения образования
☏ 369-88-96, каб. 31 (3 этаж)
заочная форма получения образования
☏ 237-09-58, каб. 36 (3 этаж)
Наша группа в Вконтакте  Наш канал на Youtube
 

 

Открытие Института психологии

 

 

 
 
 

Вебинар «Психологическое сопровождение семьи в ситуации кризиса»

2018-11-02

1 ноября 2018 года состоялся вебинар «Психологическое сопровождение семьи в ситуации кризиса». Ведущими выступили преподаватели кафедры социальной и семейной психологии Института психологии БГПУ: Вертынская Л.А., Юркевич Н.А., Ворошилина И.В., Кранц И.И.

Вертынская Л.А. предложила начать обсуждение заявленной темы вебинара с определения траектории понятия «кризис» и поиска точек его пересечения в ключевых научных подходах.

Во время своего выступления Лидия Александровна отметила, что семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней. Членам семьи не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения. Чтобы самостабилизироваться и войти в состояние равновесия, семья как система, должна совершить изменения в своей структурной организации и выработать новый способ взаимодействия. Но если члены семьи пытаются во время кризиса избежать изменений, обусловленных естественной динамикой, то это может стать источником возникновения негативной симптоматики.

Об этом подробнее Вертынская Л.А. рассказала на примере ситуации переживания внезапной потери одного из членов семьи, смерть которого может вызывать у остальных ряд дисфункциональных реакций в процессе горевания. Также были приведены практические рекомендации для родителей горюющих детей о том, как и когда сообщить ребенку, что его близкий человек умер, что следует сказать и сделать в процессе и после похорон, чтобы ребенку легче было принять потерю, отреагировать на нее и жить дальше без чувства вины и страхов.

Юркевич Н.А. рассказала о психологическом сопровождении семьи в ситуации развода. О том, через какие этапы переживания утраты проходят все члены семьи в этот тяжелый период, какие есть возрастные и половые особенности реагирования на развод у детей и подростков.

Большое внимание Наталья Александровна уделила рекомендациям для родителей, рассказав о том, как они могут минимизировать травматическое влияние распада семьи на своих детей, какую психологическую помощь родителям и детям могут оказать психологи, перечислила основные этапы работы и наиболее эффективные методы психотерапевтической помощи. В ходе дискуссии, был затронут вопрос специфики гендерных различий в переживании развода бывшими супругами.

Ворошилина И.В. познакомила аудиторию вебинара со спецификой семьи повторного брака, причинами трудностей в функционировании вновь образовавшейся семьи, временной статистикой урегулирования взаимоотношений между ее членами, особенностями формирования личности взрослеющего ребенка в такой семье.

Ирина Васильевна остановилась подробно на описании роли сиблинга и приемного родителя – мачехи или отчима – в поддержании психологического благополучия ребенка, факторах, которые имеют решающее значение в налаживании гармоничных, поддерживающих отношений в семье повторного брака и критериях семейной дисгармонии в ней. Дала практические рекомендации настоящим и будущим семьям повторного брака относительно того, как сохранить психологическое здоровье друг друга, наладить контакт между детьми, выстраивать взаимоотношения с расширенной семьей и в детско-родительской подсистеме, что выступает ресурсом для ребенка в такой форме семьи.

Кранц И.И. перешла к психологическому сопровождению приемной семьи. Илона Иосифовна восхитилась мужеством и выразила глубокое уважение родителям-усыновителям, поскольку из практики работы с замещающими семьями знает, как непросто дается адаптация приемного ребенка в семье и с каким большим количеством трудностей сталкиваются и взрослые, и дети.

Илона Иосифовна рассказала об особенностях взаимоотношений в приемной семье. О том, что семья, принимающая ребенка на усыновление (удочерение), является уже сложившейся системой, со своими структурными элементами: границами, иерархией, ролями. Приемная семья готова меняться, адаптируясь к появлению нового члена, в рамках параметров гибкости и адаптационности, используя коммуникационные возможности, приемлемые в данной семье, нужно только ей в этом помочь специалистам-психологам и социальным работникам.

Сам процесс изменений затрагивает всех членов семьи, но в большей мере касается приемных родителей. Процесс адаптации ребенка и семьи обоюдный, но стадии их протекания несколько различаются. Кранц И.И. дала подробные рекомендации приемным родителям, находящимся на разных стадиях адаптационного процесса.

Вебинар получился содержательным, наполненным примерами из жизни, практическими рекомендациями для родителей и специалистов, которые работают в области семейной и кризисной психологии. Можно провести параллели между всеми формами семьи, о которых шла речь на вебинаре: семьей с потерей близкого человека, неполной, смешанной, приемной. Это непростая жизненная ситуация, в которой они оказались, и возможность совместными усилиями справиться с кризисом, наполнив семейную жизнь радостью, гармонией, поддержкой и взаимопониманием.